ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Обучение школьному предмету, как правило, тесно связано с развитием титульной научной дисциплины, которое определяет содержание планов и программ. Однако нередко различные сто- ронние факторы (экономические, идеологические, и др.) мешают этому процессу. В России и СССР ситуация с преподаванием естествознания была достаточно сложной на протяжении всего периода существования этого предмета в школе. Хотя после Ок- тябрьской революции 1917 г. обстановка кардинально изменилась и естественные науки стали одним из основных предметов школы, формировавших необходимое материалистическое мировоззрение учащихся, тем не менее, их преподавание оставалось под жестким контролем. Первые послереволюционные годы учителя в Петро- граде стремились приблизить школьные учебники к реальному развитию биологии, предпринимались попытки внести в програм- му основы генетики. Однако к середине 1920-х гг. появились так называемые «комплексные» программы, а естествознание в школе было заменено чисто прикладной дисциплиной, приближенной к агрономии. В то время, например, эволюционизм существовал История биологии 99 в школе как общая идея только потому, что это было очень удобно исключительно по идеологическим причинам. Учебники моментально отреагировали на начавшуюся эпоху лысенкоизма. Уже в учебном плане 1938 г. наряду с подроб- ным описанием основ генетики можно увидеть описание работы Т. Д. Лысенко. В 1948 г. «научная основа» учебников просто исчезла и была заменена тем, что даже сами учителя называли «фантастическими знаниями» на основе идей Лысенко. После падения Лысенко и восстановления генетики возникла необходимость подготовки новых учебников, в особенности это касалось учебных пособий для старших классов по общей био- логии. В противном случае идеи Лысенко гораздо дольше про- существовали бы в умах учеников, а затем студентов, что могло бы привести к продолжению воспроизводства ложного знания. Возвращение научных основ преподавания курса общей биологии произошло благодаря учебнику под редакцией Ю. И. Полянского, причем среди авторов данного пособия были и ученые-биологи. Не меньшую роль сыграла и параллельная разработка учебника по общей биологии в Новосибирске под руководством Д. К. Беляева. Таким образом, можно сказать, что школьные учебники явля- ются ценным источником не только непосредственно для изучения истории методики преподавания естествознания, но и для изучения отражения образа науки в массовом сознании, а, следовательно, истории науки как таковой.