ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
История образования всегда тесно связана и с общей историей лю-бого государства, и с историей науки. Однако эта связь часто является крайне сложной, и не всегда влияние внешних факторов будет заметно сразу или будет очевидным. Поэтому изучение процесса формирования учебных планов, программ, написания учебных пособий может не только дополнять историческую картину, но быть совершенно самостоятельным объектом исследования. Во всем многообразии возможных источников для изучения учеб-ник занимает позицию некоторой «лакмусовой бумаги», являясь одно-временно как итогом деятельности авторов и методистов, так и стартовой точкой работы рядового учителя. Кроме того, в советский период учеб-ник был, как правило, единым, то есть мог считаться достоверно отра-жающим общую картину преподавания конкретного предмета в школе. Сопоставив содержание учебников разного времени, можно сделать вы-воды о том, насколько влияла на них политическая и идеологическая об-становка, как отражалось современное им состояние «большой науки», увидеть цели и задачи преподавания конкретного предмета в определен-ное время. Одним из наиболее подверженных внешнему влиянию школьных предметов является естествознание-биология (более зависимой, наверно, является только история). И он же – одним из важнейших для формиро-вания научной картины мира и осознания молодым человеком собствен-ной роли в этом мире. Завершающим этапом этого курса является блок «Общей биологии», включающий в себя эволюционное учение, основы генетики и в настоящее время дополненный экологией.