ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современная лингвистика делает особый акцент на изучении языка отдельной языковой личности. Особый и постоянный интерес вызывает язык мастеров художественного слова — поэтов и писателей, — словотворчество которых всегда было в фокусе внимания ученых начала XX в. (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Г.О. Винокур, P.O. Якобсон), заложивших основы неологической науки. В разнообразной типологии новых слов, авторские новообразования как результат словотворчества отдельной личности занимают ведущее место, отражая словообразовательный потенциал языка и креативные возможности самого автора как языковой личности и его индивидуальной индентичности. Словотворчество Андрея Белого уже в течение многих десятилетий является материалом литературоведческих и лингвистических исследований. Экспериментируя со словом, соединяя в одном контексте различные стилевые пласты, Белый создавал тот особый язык, тот значительный пласт языковых единиц, не зафиксированных словарями русского языка. «Языковая инициатива» А. Белого проявляется: в неожиданной метафоре (Наш ослепительный ответ); в необычной собирательной форме (алмазник, блисталище, летиница, паутинник); необычные эпитеты (неутехающий покой, забрежившая жизнь); необычное сочетание, сдвигающее привычные ассоциации (восход лучей вместо восход солнца, вопросы света слов вместо словесного света, сладострасное бесстрастие, брызги тверди); в использовании фразеологических средств – сопоставление в тексте пар «пух – пушинка и прах – прашинка» связано с устойчивым словосочетанием «в пух и прах». Тексты А. Белого, обусловленные своеобразными художественными задачами, насыщены необычными словами разного происхождения, которые противостоят языковым нормам.