ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Герой высокого модернизма стал «новым героем», экспериментальным героем в литературе 1920-х годов. Интересно, что он возник параллельно с активной дискуссией о «видимом человеке» (Б. Балаш), «новом человеке» (Ю. Тынянов) как герое стремительно развивающегося молодого искусства — кино. В исследованиях киноадаптации на данный момент сложилось общее мнение: тексты высокого модернизма (Дж. Джойса, В. Вулф) и особый тип героя этих текстов представляют существенную проблему для авторов экранизации. Нам интересны случаи, когда экспериментальная проза модернистов «присваивается» (апроприируется) в кино средствами определённого влиятельного стиля — «антикварного фильма» (так мы предлагаем переводить термин the heritage film). Рискованный эксперимент отходит на второй план, а на авансцену выдвигается комфортная для восприятия («радующая глаз») стилистика, в которой акцент переносится на внешние приметы эпохи — костюмы, интерьеры, декор. Цель доклада — продемонстрировать, как устроено присвоение экспериментального типа героя антикварным кино; как герой из носителя особого (новаторски изображённого) типа сознания превращается в носителя визуальных примет эпохи, создающих свою систему смыслов. В заключение утверждается важность выбранного подхода к анализу киноадаптации: адаптационные исследования демонстрируют механизм трансформации нового в «старое», «антикварное», «проверенное временем», поддерживая, таким образом, существенную антропологическую потребность в «классике».