ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Клуб имени Русакова, спроектированный Константином Мельниковым в 1927 г. и построенный в конце 20-х годов принадлежит к наиболее ярким проявлениям новой архитектуры в СССР. Однако его архитектура не слишком исследована, в основном потому, что для нее пока нет ни понятийного аппарата, ни инструментария исследования. Оно выделяется особой угловатостью форм, постановкой на углу, игрой обобщенных геометрических плоскостей. Все это пока породило только интерпретацию общей композиции клуба как имитации шестеренки, что самим автором никак не декларировалось. Мало того, такая прямая изобразительность, если бы она была, не слишком характерна для новой архитектуры первых двух десятилетий советской власти и требовала бы подтверждения и пояснения. Мы предлагаем другую интерпретацию: из истории архитектуры. Нам представляется, что проектирование этого клуба (как и некоторых других мельниковских клубов) шло по принципу «изнутри наружу», то есть сначала был спроектирован зал с тремя расходящимися вверх «перспективами» секторов с сидениями, а затем эти формы, три «зубца» предполагаемой «шестеренки» были обыграны на фасаде. Композиция возникла как неизобразительная, а функциональная и геометрическая. Но откуда возникла столь странная и редкая идея трех расходящихся перспектив? Думается, что она является своеобразным «перевертышем»: во время проектирования Мельников продолжал тему Палладиева театра Олимпико в Виченце, здания эпохи Возрождения с тремя перспективами улиц на сцене. Сцена у Мельикова превратилась в зал, откуда возникли три перспективы. Композиция возникла из полемики с историческим опытом (но не отрицания этого опыта), от своеобразной «игры» с наследием, позволявшей взглянуть по-новому на соотношение зала и сцены, на выразительность театрального здания, построить план оригинальный и, вместе с тем, связанный с историей архитектуры.