ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Обращение к истории идей различных школ и направлений мировой экономической науки призвано способствовать более взвешенному подходу к оценке и анализу фундаментальных явлений и процессов, происходящих в странах, которые в недавнем прошлом или до сих пор переживают стадию глубоких социально-экономических структурных изменений. Как известно, хозяйственная трансформация в России в начале 1990-х годов основывалась на неолиберальных методах «шоковой терапии» и, согласно рекомендациям Вашингтонского консенсуса, была нацелена на быструю либерализацию, приватизацию и стабилизацию. Однако демонтаж советской командно-административной хозяйственной системы происходил в условиях недооценки важности синхронизации экономических реформ с последовательными изменениями в области государственно-политического устройства и правового порядка, без учета социокультурных факторов, особенностей национальной экономической ментальности, своеобразия традиций и стереотипов, сложившихся в российском обществе на протяжении предшествующего периода развития. У новых политических элит отсутствовало понимание необходимости широкой общественной консолидации вокруг самой стратегии хозяйственных реформ. Ортодоксальная приверженность молодых российских реформаторов англосаксонским схемам неолиберальной трансформации на фоне упущения из виду всего многообразия рыночных форм и институтов в итоге привела к тому, что процесс формирования рыночных структур в России столкнулся со значительными трудностями. Затянувшийся период экономической и политической нестабильности, утрата прежних идеалов и нравственных устоев в обществе, расцвет коррупции, рост социальной напряженности и общественной поляризации, – все это обусловило неприятие широкими слоями населения в России каких-либо «универсальных» переходных рыночных программ «западного образца». Как и посткоммунистическая Россия в начале девяностых, послевоенная Германия в конце сороковых годов прошлого столетия также стояла перед выбором пути ее дальнейшего развития. После крушения национал-социализма немецкое общество с большим предубеждением воспринимало любые заявления политиков о том, что лишь свободное рыночное хозяйство способно вывести страну из глубочайшего общественного, политического и экономического кризиса. Благодаря решительным действиям первого федерального министра экономики Людвига Эрхарда, который взял на вооружение разработанную в академических кругах «Фрайбургской школы» теорию хозяйственного порядка , в послевоенной Западной Германии удалось создать дееспособную модель рыночной экономики, основанную на упорядоченных государством либеральных институтах и дополненную обширной системой социальных гарантий (социальное рыночное хозяйство). Последовательное воплощение основополагающих принципов ордолиберализма позволило стране не только быстро справиться с проблемами восстановительного периода, но и добиться впечатляющих экономических и политических успехов. Спустя всего лишь десять лет после начала рыночных реформ Федеративная Республика смогла достичь высот «экономического чуда», завоевав международное признание в качестве свободного демократического государства, ведущей мировой хозяйственной державы и стабильного гражданско-правового общества. Обращение к теоретическим истокам социального рыночного хозяйства призвано расширить наши представления о многообразии интеллектуальных и духовно-нравственных основ экономической системы современной ФРГ, а также подчеркнуть значение культурно-исторических традиций при выработке и практической реализации программы коренных экономических, общественных и политических преобразований. Ведь современная Россия могла бы научиться у Германии не только грамотному конструированию эффективной и одновременно социально-ответственной хозяйственной системы, но и пониманию важности ее всестороннего научного обоснования. Это позволило бы минимизировать текущие «издержки трансформационного периода» и избежать новых системных сбоев и их долгосрочных социальных, экономических и политических последствий.