ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Для качественного выполнения профессиональной функции юристу недостаточно знаний содержания норм права и порядка их применения. Юридическая профессия относится к профессиям типа "человек-человек" (по классификации академика Е.А.Климова), что требует от юриста владения приемами профессионального общения, которые базируются на знании и понимании психологии человека. Профессиональное общение юриста имеет существенную специфику: оно зачастую протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением строго очерченных форм коммуникации (например, судебные прения); нередко общение носит принудительный характер для другого участника (например, свидетель и потерпевший не могут отказаться от явки на допрос и дачи показаний под угрозой уголовного наказания); это общение нередко проходит в условиях проблемных и конфликтных ситуаций (вплоть до активного противодействия); часто профессиональное общение юриста проходит в обязательных условиях публичности и гласности и фиксируется протоколированием и видеосъемкой. Все это создает определенные трудности для коммуникации и предъявляет к юристам повышенные требования в части соответствующих компетенций. В профессиональном общении юриста реализуются все три необходимых составляющих: коммуникативная, перцептивная и интерактивная. Обучение навыкам профессионального общения должно начинаться уже в вузе, где закладывается, во-первых, теоретическая база (за счет изучения основ общей и юридической психологии) и, во-вторых, формируются отдельные первичные навыки (например, навык публичных выступлений). Выполнение этой задачи должно быть возложено на штатных преподавателей всех юридических дисциплин и привлекаемых к преподаванию юристов-практиков. Особую роль в развитии практических навыков в сфере профессионального общения выполняет Юридическая клиника, где студенты в условиях реальной практической работы получают первый профессиональный опыт.