ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Кавычки относятся к самым «загадочным» и плохо изученным пунктуационным знакам. Константин Философ в трактате «О письменех» впервые определил кавычки как знак, выделяющий цитаты. Однако в настоящее время кавычки расширили свои функции и являются знаком полифункциональным. «Всевозрастающая потребность в разнообразии изобразительных средств закономерно привела к появлению новых функций кавычек – оценочно-стилистических» (Шварцкопф 1967, с.64). Правила использования кавычек и описание их функций сегодня можно почерпнуть из нескольких источников, таких, например, как «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник под ред. В.В.Лопатина» или «Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П». Б.С.Шварцкопф первым обратил внимание на учащение случаев злоупотребления кавычками. Что касается текстов современных СМИ (и не только), то можно сказать, что «злоупотребление кавычками» переросло в некий пунктуационный хаос. При анализе материала методом сплошной выборки обращает на себя внимание связь кавычек с производным значением слова. При этом отмечается следующая закономерность: кавычки - знак семантического деривата, но далеко не всегда семантический дериват берется в кавычки: «Когда речь идет о выпечке, никакая хурма, которой требуется еще «дойти», не подходит, только самая спелая» [Огонек 2018, 45, с.43] (Семантический дериват «дойти» в кавычках) Но: «Во время президентства Медведева пробовали оседлать тематику «свободы развития», а закончилось всё конфузно» [Огонек. 2018, 49, с. 16] (Семантический дериват «оседлать» без кавычек) В результате изучения языкового материала СМИ (газетных и журнальных статей), текстов научно-популярных изданий и сочинений современных школьников были выявлены систематические нарушения в употреблении кавычек: одни авторы выделяют новые смыслы кавычками, другие – не выделяют. Третьи используют кавычки гиперкорректно, то есть предполагают переносное значение слова там, где его (согласно лексикографическим данным) нет: «Монотонная, "нудная" речь не украсит ни один доклад» [Сирота Э.Л. Риторика. Для тех, кто хочет все успеть. – М., 2018.] Существующий разнобой в постановке этого пунктуационного знака настоятельно требует всестороннего изучения его функционирования в текстах разных жанров, выявления существующих закономерностей его употребления и выработки соответствующих практических рекомендаций. Исследование представляется нам действительно актуальным, так как в настоящее время Орфографическая комиссия РАН проводит работу по составлению новых правил употребления оценочно-стилистических кавычек.