ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Тема предопределенности судьбы человека является одной из многих в исламе, о кото- рую сломали копья немало богословов и религиозно-правовых школ. Нельзя сказать, что в исламе есть единая точка зрения на данный вопрос. Не в последнюю очередь эта палит- ра мнений объясняется многообразием течений в исламе, каждое из которых выдвигает свою претендующую на универсальность теорию относительно ряда животрепещущих и занимающих разум каждого мусульманина проблем. В сентябре 2015 года в результате давки, возникшей среди паломников в долине Ми- на близ Мекки, погибли (по официальным данным) почти 800 человек, при этом данная цифра по независимым оценкам достигает 2,4 тысяч человек [8]. При этом разные стра- ны обвиняли саудовские власти в том, что они не справляются с управлением хаджем, в результате чего ежегодно происходят подобные трагедии. Однако именно в 2015 году она приобрела такой масштаб, что, возможно, поставила рекорд по количеству жертв. Власти Саудовской Аравии, где проходит хадж, выдвинули свое объяснение произо- шедшей трагедии: министр здравоохранения страны заявил, что причиной давки стало несоблюдение паломниками установленного организаторами расписания осуществления религиозного ритуала [9]. При этом главный муфтий Саудовской Аравии сказал, что от- ветственность за инцидент лежит не на властях Саудовской Аравии, так как он произошел ввиду предопределения, которое невозможно избежать [10]. Таким образом духовное лицо сняло какую-либо ответственность с властей и объяснило произошедшее судьбой, божьим предопределением. По мнению муфтия, якобы всем по- гибшим паломникам было предначертано умереть именно в давке во время хаджа. Данный пример демонстрирует использование аргумента предопределения в полити- ческих целях, а также как представители религии оказывают поддержку властям страны.