ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Известно, что в 1799-1803 гг. Карамзин создает ряд произведений («Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный»), отмеченных как отходом от эстетики сентиментализма, так и от руссоизма в частности. В статье на основе анализа «Моей исповеди» как пародического текста, в котором Карамзин подвергает ироническому осмыслению не только отдельные жанры, в которых он работал и которыми известен (например, жанр путешествия), но и творчество отдельных авторов, оказавших на него существенное влияние (прежде всего, Руссо), доказывается, что из отрицания предшествующих эстетических систем возникает новая, во многом сходная с романтической. В качестве материала для пародии Карамзин избирает рокайльный роман, о чем свидетельствуют авантюрный сюжет, герой, чья характеристика не совпадает с житейской практикой, и отдельные формальные особенности произведения. Однако и этот материал Карамзин творчески переосмысляет, вследствие чего герой «Моей исповеди» наделяется принципиально новыми чертами, которыми позже будут отмечены, с одной стороны, Онегин, а с другой — Печорин. Герой «Моей исповеди» — крайний индивидуалист, о характере которого «говорили ужасы», но в то же время он — «сын века», усвоивший все последние моды во французских салонах. Он склонен выстраивать определенные поведенческие стратегии («система моя в любви») и принимать вид «чувствительного», а его внесоциальность — не примета жанра, а сознательная установка на игнорирование общественных установлений («правила — узда слабых умов»). Так, имморализм героя «Моей исповеди» есть следствие отказа от нравственного содержания романов руссоистcкого типа и творческой переработки французских романов, но это — результат снижения, поэтому в своей последней повести «Чувствительный и холодный» Карамзин выводит героев нравственных, не допуская, например, «падения» героини. Следовательно, целесообразно говорить о том, что Карамзин останавливается на романтизме не французского, а немецкого образца, заимствуя из него тип героя-художника.