ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Образование – систематическое, основы методов. Не может дать критического отношения к качеству исходных материалов. Помощь – учебные практики по методам + производственные практики с защитой курсовых и дипломов. Противоречие: Студент использует знания , его заставляют искать с решение, новые методы. Но… От молодого специалиста на работе знания не требуются – требуются, чтобы делал, как все. Быстрее. И без конфликтов. Готов ли выпускник? Безусловно, готов. Даже хочет. Есть амбиции. Силы. Время. Возможно, - даже в большей степени, чем наши сверстники. Актуальнее вопрос: «Готова ли изыскательская организация, вся система изысканий, использовать его как гидрогеолога?» Два обстоятельства быстро превращают его в заурядного техника: • - формальное отношение к выполнению работ из-за непонимания сути, подчиненное положение гидрогеологии в составе инж.-геол. изысканий, • - и страх перед экспертизой, которая может не понять его новаторства; отрицательное заключение грозит срывом сроков, переделкой работы. И то, и другое идет от руководства. Единичные случаи руководителей, именно гидрогеологов, которые могут оценить перспективу продуктивного использования университетских знаний, и главное, творческого потенциала молодого человека. Пример – откачки. Проще, и соответствуют нормативу, одиночные откачки. Делаются из разведочных скважин, без подготовки, короткое время, статические уровни неизвестны. Мощный насос быстро осушает ствол. Опыт заканчивается. Данных нет. Тем не менее, откачка идет в зачет. Откачка проведена. Формально прилагается расчет, практически всегда неправильный. Бывший студент безуспешно доказывает необходимость кустового опробования, о достоинствах которого ему много рассказывают в университете. (Пример: хотя бы одна набл. скважина). Не принимается. - Хлопотно. Нет оборудования. Кустовой опыт длительный. Ночные наблюдения. Согласование сброса воды. Экспертиза не видит разницы между достоверным кустовым опытом и безрезультатной, по сути, одиночной откачкой. Зачем же тогда делать куст? Да что там откачки. Измерения уровня воды в скважинах при бурении может организовать только гидрогеолог, понимающий динамику восстановления. Выбор керна, шлама – по существу, та же откачка. Гонка бурения не дает эту возможность. В результате – ложные уровни, условия залегания п.в., в конце концов – прогноз, проект. И еще одна большая нарастающая опасность. Откачки, даже гидрогеологические скважины «рисуют». Это не секрет. Фальсификация. Поймать ее может (в экспертизе) лишь опытный и добросовестный гидрогеолог. О какой же способности выпускника выполнять изыскания мы будем говорить? Еще одна сторона. Не только для выпускника, но для него особенно. Работа под конкретный проект. Суть проекта, больные стороны его не знает не только молодой исполнитель. Её часто не знают и другие. Ладно – не знает. Беда в том, что знание – это новые проблемы. А решать их – лишние заботы. Засветишь перед экспертизой проблему, придется переделывать изыскания. (Пример: оползневой берег…). Все чаще случаи, когда главным требованием является не осведомленность в опытных работах, гидрогеологическом анализе, методах. А – умение «сляпать» модель на MODFLOW. Другое слово не хочу употреблять. Нет ни обоснования параметров, ни обоснования баланса. А математическая формализация, граничные условия? Гидрогеолог в существующей системе не приобретает квалификацию, а теряет ее.