ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Практически любое современное исследование в области физиологии растений приводит к появлению многочисленных данных, которые, зачастую, не успевают быть осмыслены и представлены в печатных учебных пособиях. Поэтому, подготовка современных специалистов становится невозможной без применения интернет-ресурсов. Необходимо научить студентов не только самостоятельно находить и осознавать информацию, но и устанавливать взаимосвязи между известными данными. На мой взгляд, проблема установления взаимосвязей между отдельными данными и целостными явлениями является одной из основных проблем в современной науке и образовании. Одним из подходов, который может позволить решить проблему, являются онтологии, зарекомендовавшие себя с античных времен в качестве подхода для интеграции данных и знаний в науке. Из основ философии известно, что онтология – это наука о бытии: о природе вещей и взаимосвязях между ними. В контексте информационных технологий представления знаний, этим термином определяют механизм, используемый для описания некоторой области знаний, в частности ее базовых понятий и связей между ними. Машиночитаемые онтологии являются одним из современных методов, позволяющих получить быстрое представление о содержимом информационного ресурса. Хорошо аннотируемые био-онтологии, например, Gene Ontology (http://www.geneontology.org) и, специализирующаяся по растениям Plant Ontology (http://www.plantontology.org), представляют собой огромные англоязычные контролируемые словари терминов-концептов, касающихся молекулярной функции, биологического процесса или клеточной структуры, и, отдельно для растений, анатомии, морфологии и стадиям роста покрытосеменных растений, что позволяет использовать их в качестве общедоступного учебного пособия. Важно отметить, что онтологии, являясь авторским набором концептов и взаимосвязей, могут быть созданы буквально любым человеком. Онтологии, созданные студентами, например, могут способствовать не только проверке их знаний, но и реализации способностей, так как разные эксперты-пользователи в зависимости от интересующей их проблемы могут создавать различные онтологии для одного и того же массива информации. Таким образом, использование и применение уже существующих онтологий, а также построение авторских онтологий, может способствовать решению одной из задач современного образования, а именно подготовке специалистов, способных грамотно использовать и анализировать информацию, воссоединяя отдельные элементы в целостную картину явления.