ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В 1989 году вышла знаменитая статья Ф. Фукуямы «Конец истории?», обобщённая в 1992 году в его книге «Конец истории и последний человек» . В ней он показал (констатировал) конец борьбы между двумя светскими общемировыми проектами (коммунистическим и либеральным) и предсказал предстоящую всеобъемлющую победу либерального общемирового проекта. В докладе будет показано, что «конец истории» действительно наступил, но не как всеобъемлющая победа либерального общемирового проекта, а как конец всей эпохи Модерна с его универсалистскими общемировыми проектами . Действительно, важнейшей провозглашённой всеобщей универсальной догмой (несомненной истиной) эпохи Модерна, лежавшей в основе всех светских общемировых проектов, являлось утверждение о прогрессивности развития человечества, т.е. о постоянном всемирном восхождении от более низких состояний к более высоким (прогрессистская догма). При этом основным двигателем такого восхождения объявлялся разум (интеллект) человечества, используемый им в процессе совместного труда, направленного на создание дополнительной надприродной среды обитания, защищающей человечество от несовершенства естественной природной среды обитания. Эта прогрессистская догма основывалась и держалась на наличии в Европейском Мире видимого научно-технического прогресса , ставшего особенно заметным со времени английской промышленной «революции» (вторая половина 18 века). Неочевидность же прогрессистской догмы состояла в прогрессистском дуализме, т.е. в утверждении наличия универсальной причинно-следственной связи между научно-техническим прогрессом и прогрессом социальным. В наиболее чётком виде такой дуализм утверждался в марксизме с его детерминистским постулатом, согласно которому прогрессивное саморазвитие общественного производства приводит к неминуемому всемирному переходу от более низкой социально-экономической формации к более высокой: «Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, − они изменяют все свои общественные отношения» . Однако происходившие в мире события (в частности, последние мировые войны) всё больше вынуждали независимых светских и религиозных мировых общественных деятелей (а с ними и целые общества и народы) сомневаться в верности прогрессистского дуализма, а с ним и в верности идей всего прогрессистского модернизма. Особенно это было заметно в мусульманских странах с их нарастающим обращением к исламскому фундаментализму и в странах «социалистического лагеря», где большинство народа перестало верить в причинно-следственную связь между научно-техническим развитием в их странах и прогрессом в общественном распределении плодов и достижений этого развития. К настоящему времени стало ясно, что прогрессистский универсалистский модернизм был лишь лукавым вменением человеческому миру со стороны могущественных демиургов эпохи Модерна. И ему на смену пришёл Постмодерн, в котором отстаивается и признаётся проектная неопределённость Мира (мультипроектность), состоящая в неосуществимости любых общемировых прогрессистских проектов. Следовательно, в Постмодерне отстаивается и признаётся равнозначность и равноважность различных экзистенциальных проектов (бытийных замыслов), которые волею судеб выбрали или выбирают для себя различные народы, общества и государства.