ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последние годы экономисты уделяют значительное внимание социокультурным факторам при объяснении динамики экономического развития стран, в частности фактору доминирующих в обществе ценностей [Аузан, 2013]. Наряду с обобщенными социокультурными характеристиками общества не меньшего внимания заслуживают отдельные параметры структуры ценностей, в том числе с точки зрения оптимизации государственной политики. В докладе рассматривается один из таких параметров – место конкуренции в системе ценностей, определяются механизмы его воздействия на конкурентную политику, оцениваются культурно-исторические факторы отношения к конкуренции как к ценности и современные детерминанты этого отношения. Отношение членов общества к конкуренции как к ценности способно повлиять на издержки и результаты проведения конкурентной политики по ряду направлений. Ценности оказывают существенное влияние на неформальные институты: как на их содержание, так и на их инфорсмент. Созданные и поддерживаемые на основе проконкурентных или антиконкурентных ценностей неформальные институты способны в значительной мере определять поведение агентов, занимающихся законотворчеством или правоприменительной практикой, а, следовательно, они влияют на антимонопольное законодательство и его интерпретацию антимонопольными органами и судами. Одновременно с этим указанные неформальные институты влияют и на поведение адресатов формальных норм антимонопольной политики, усиливая или, напротив, ослабляя эффективность этих формальных институтов. Актуальность работы с неформальными институтами и с определяющими их ценностями де-факто подтверждается практикой ФАС России, одним из направлений деятельности которой является адвокатирование конкуренции [Шаститко, Авдашева, 2005]. Среди культурно-исторических факторов, определяющих место конкуренции в системе ценностей, можно выделить отношение к конкуренции в ключевых религиозных источниках, в частности в Библии и в Коране. Так, в Библии отсутствует непосредственное упоминание конкуренции, но есть поощрение добросовестной конкуренции и критика эксплуатации партнеров, хотя конкуренция как способ эффективной аллокации ставится под сомнение, и наличествует также интерпретация конкуренции (соперничества) как базы для негативных проявлений человеческих свойств. Однако впоследствии эволюция религиозных ценностей, в том числе в контексте развития протестантской этики, стала одним из факторов создания в США антимонопольного законодательства, сдерживающего недобросовестную конкуренцию и смягчающего негативные аспекты развития капитализма. Отношение к конкуренции в Коране также является неоднозначным: приветствуется конкуренция, направленная на благие цели. Анализ современной ситуации, проводимый на основе обследования World Values Survey 2010-2014 годов, показывает, что о про- или антиконкурентных религиозных традициях говорить сложно. В частности, различия по отношению к конкуренции внутри групп христианских или мусульманских стран значительно выше, чем различия средних значений между этими группами. Большую объясняющую силу применительно к отношению к конкуренции имеют скорее факторы дохода и образования. Эти гипотезы являются оптимистическими для конкурентной политики: если отношение к конкуренции формируется не под влиянием тысячелетних религий, а под воздействием фактического социально-экономического положения, формирование проконкурентных институтов может оказаться более результативным.