ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Учебная проектно-исследовательская деятельность благодаря введению новых ФГО- Сов [1,2] занимает все большее место в современном среднем и высшем образовании. Учебные заведения, стремясь соответствовать стандартам, все активней включают в образовательные программы эту деятельность - в базисный учебный план введены часы на учебную исследовательскую деятельность. В этом учебном году проводится пробный запуск Московского городского конкурса научно-исследовательских и проектных работ обучающихся[5], который в дальнейшем планируется расширить на всероссийский уровень и сделать аналогичным по своей организации всероссийской олимпиаде школьников. В дальнейшем, предполагается, что рейтинг школ и их престиж будет зависеть в том числе и от количества учеников-победителей в этом Конкурсе. Так или иначе, учебным заведениям выгодно повышать не только количество, но и качество проектно-исследовательской деятельности. Повысить качество проектов и привлечь большое число школьников можно разными путями. Во многом качество и скорость выполнения учебных проектов и исследований можно улучшить за счет подготовки учащихся к ее выполнению. Традиционно, в школах подготовкой учащихся к проектам и исследованиям занимается учитель-руководитель, тьютор, который в процессе самого проекта объясняет, как что и почему должно вы- полняться, а иногда требует просто безоговорочного подчинения, не обосновывая и не объясняя своих действий. Во многом результат этой деятельности будет зависеть и от совместимости руководителя и учащегося [3]. Однако такой, ремесленный метод обучения очень трудозатратен и требует большого количества времени, которое уделяет ученик и учитель проекту. Иной метод подготовки учащихся к проектно-исследовательской деятельности - иг- ровое обучение. Коллективом авторов подготовлена образовательная игра ¾Пандора¿[6], позволяющая при моделировании исследования отбросить несущественные в данный мо- мент детали, рутинные и излишне повторяющиеся действия. Игровая форма позволяет обучать единовременно группы школьников, занимается относительно мало времени, а также благодаря четко прописанным правилам, проста в применении преподавателями. Кроме того, игровой формат способствует повышению мотивации и позволяет заинтере- совать учащихся проектно-исследовательской деятельностью[4]. Сюжет игры разворачивается в далеком будущем. Человечество исследует и колони- зирует другие планеты, а такжедобывает полезные ископаемые, расположенные на них. Игроки выступают в роли исследователей, изучающих набор планетоидов, предположи- тельно содержащих руды радиоактивных и редкоземельных металлов. Предметное содержание подобрано так, чтобы успешность игры минимально зависе- ла от предварительного наличия знаний у участников. Необходимые факты и концепции вводятся с помощью лекционных фрагментов и текстов в ходе игры. Игровой модуль рассчитан на школьников 7-11 классов и студентов 1-ого курса, которые только присту- пили к обучению. Модуль состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен своему блоку работ, действий входящих в проектную и исследовательскую деятельность. На первом этапе учащиеся проводят эксперименты по определению растений и составов 1 Конференция «Ломоносов 2016» проб почвы и растворов, на втором- занимаются обработкой и визуализацией эксперимен- тальных данных, на третьем - учатся выдвигать гипотезы, а на четвертом - получают возможность экспериментальной проверки своих гипотез. В течении игры участники регулярно обсуждают полученные результаты на ¾конфе- ренциях¿, которые позволяют преподавателю отрефлексировать с учащимися полученный ими опыт, а также отследить и исправить возникающие заблуждения. Интерес учащихся к выступлениям товарищей поддерживается тем, что они исследуют одну и ту же систему, и знания о мире, полученные на начальных этапах, оказываются востребованы в дальней- ших исследованиях. На первом этапе участники оказываются в ролях исследователей различных направле- ний - биологов, геологов и химиков. Им необходимо с помощью определителей и простей- ших экспериментов (качественные реакции в химии, цвет черты и определение твердости минералов в геологии) определить состав образцов. Таким образом в ходе первого этапа игры актуализируются или закладываются умения наблюдать, фиксировать наблюдения, работать с таблицами и делать дедуктивные выводы В ходе второго этапа участникам вначале необходимо нанести на карту различных районов результатов определения составов грунта, атмосферы и растительности. После визуализации результатов участники могут выдвинуть гипотезы о том, какие факторы влияют на распространение тех или иных минералов, газов и растений. На третьем этапе учащимся представляется возможность работать не с одной картой небольшой территории, а уже с большим количеством готовых карт,показывающих кон- центрации различных веществ и объектов на исследуемом участке. При этом в реальных исследованиях участникам для составления этих карт приходилось бы проходить преды- дущий этап много раз, но вся рутинная часть исследований специально изъята из модели игры. Участникам на этом этапе необходимо определить как можно больше закономер- ностей и установить взаимосвязи между явлениями и объектами гидросферы, биосферы, литосферы и атмосферы. Для этого они, сравнивая карты между собой и находя общие черты в рисунках карт, выдвигают гипотезы о связи пространственного размещения газов, растений и горных пород. Таким образом, учащиеся продолжают, как и на предыдущем этапе, учиться формулировать гипотезы, а также верифицируют их, используя готовые карты. На четвертом этапе учащиеся продолжают свое исследование с помощью специальной компьютерной программы. Участники в этот раз не имеют готовых карт, но они могут получить сведения о различных участках территории. Учащимся необходимо определить, какая закономерность лежит в основе залегания полезных ископаемых. На данном этапе участники продолжают работать над гипотезами в условиях нехватки информации, в ко- нечном счете, учась не только верифицировать, но и фальсифицировать предложенные гипотезы. Таким образом, в ходе игры учащиеся осваивают научный метод познания и проходят ряд этапов реальной проектно-исследовательской деятельности: ∙ Выдвижение гипотезы, ∙ Планирование исследовательской работы, ∙ Планирование схемы эксперимента, наблюдения или исследования, ∙ Проведение исследования, ∙ Обработка результатов исследования, 2 Конференция «Ломоносов 2016» ∙ Представление результатов исследования. Игра апробирована в течении трех лет и проводилась в частности на таких площадках, как летние школы "Лифт в будущее" 2013-14 года, конференции "Интерактивное образо- вание" 2015 год, Московском международном салоне образования 2015, в рамках проекта "STEM-games". Модуль проводился в ряде школ Москвы и Казани, а так же в МАМИ. В 2014 году "Пандора" в рамках проекта "STEM-games" поддержана АСИ. Данный игровой модуль, являющийся частью более крупного комплекса образователь- ных игр, позволяет в интересной и увлекательной игровой форме за короткое время про- ведения игры - 6 занятий по 2 академических часа - реализовать освоение группой уча- щихся умений и метапредметных компетенций необходимых для проектной деятельности. По сравнению с традиционным наставническим методом обучения проектной деятельно- сти данный метод гораздо экономичнее в отношении трудозатрат и времени в расчете на одного ученика, т.к. обучение проводится в группе от 5 до 20 человек. Игровая форма, в свою очередь, повышает мотивацию участников. На основе многолетней апробации игры “Пандора” можно заключить, что прошедшие данный модуль учащиеся способны выполнять проектные работы более эф- фективно. Источники и литература 1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 413 от 17 мая 2012 г. ¾Об утверждении федерального государственного образовательного стандар- та среднего (полного) общего образования¿ 2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 1897 от 17 декабря 2010 г. ¾Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования¿ 3) Психологические факторы, влияющие на оценку совместной проектно- исследовательской деятельности ученика и учителя (ментора): автореферат диссертации на соискание степени магистра / П.А. Хамитова. – Москва : Москов- ский городской психолого-педагогический университет, 2014. – 14 с. 4) Эльконин Д.Б. – Педагогика игры.-2 изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. 5) http://mgk.olimpiada.ru/ (сайт Московского городского конкурса проектов) 6) http://junior-projects.ru/ (сайт образовательной игры ¾Пандора¿) Слова благодарности Выражаем благодарность Демину В.В. за участие в создании и реализации представлен- ной методики и проекту "STEM-games" за поддержку