ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
С каждым годом практика коллекционирования становится все более значимым аспектом для социологической науки. В современных реалиях массового производства и избытка информации, препятствующих концентрации, современный человек испытывает “потребность углубиться во что-то” [1, с.54]. По словам нидерландского ученого Йохана Хёйзинги “погруженность в глубины самого себя, чувство святости мгновения, суть вещи, совершенно необходимые человеку, чтобы обладать культурой” [1, с.55]. Должно быть, это базовый мотив коллекционирования всех времен. Однако, общество потребления создало новые условия и изменило вектор процесса собирательства в сторону инвестирования. Данная трансформация становится интересным объектом для изучения и осмысления. Начиная с эпохи Ренессанса изучение искусства стало требованием, которое выдвигали к культурной элите, а коллекционирование — необходимым условием принадлежности к ней. В эпоху Просвещения на первое место выходят специализированные коллекции. Описание произведений становится более точным, подробным, их классифицируют по школам, значение приобретает атрибуция предмета, возрастает роль имени автора. Система и рациональность становятся основными требованиями, что способствует развитию истории искусств как науки, а также созданию музеев и галерей современного типа. “Отныне собрания должны отображать порядок и гармонию, упорядоченная коллекция показывает природу, лишенную стихийности и бессвязности, подчиненную дисциплине и разуму” [2, с.167]. Галереи ставят перед собой просветительские задачи, а дворцовые коллекции меняют свои ориентиры с накопительских на меценатские, на служение интересам нации, развитие культуры своей страны, наследие потомкам. Важным событием в развитии публичных музеев стало открытие музея Лувра в Париже в 1793 году. В XIX веке в России интерес к искусству как социо-культурному институту помимо высшей знати начали проявлять и представители купеческих семейств. Сосредоточение капитала в течение нескольких поколений в одних руках создало условия для появления новой элиты. Самые знаменитые представители своих фамилий в искусстве стали П.М. Третьяков, И.С. Остроухов, А.А. Бахрушин, братья П.П., В.П., М.П. Рябушинские, С.И. Мамонтов, С.И. Щукин, С.Т. Морозов, М.П. Боткин и другие. Будучи успешными предпринимателями и финансистами, они посвящение себя страсти коллекционирования, что являлось также способом получения культурного престижа, сакрализации собственного капитала через искусство и собирательство - благородное и облагораживающее занятие. Наряду с коллекционированием высокого искусства, в условиях массового производства XIX века появляется коллекционирование нового типа, опровергающее идею о том, что коллекционировать можно только очевидно оригинальные и уникальные предметы. Собирание дешевых «индустриализованных» безделушек, таких как почтовые открытки, марки, представляющие интерес в основном только для владельца коллекции, порождает новые социальные практики и помещают феномен коллекционирования в сферу нового дискурса.