ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Технологические изменения в способах политической коммуникации в современном обществе самым непосредственным образом влияют на значимые характеристики непосредственно всей имеющей коммуникационную основу системы политического управления. К числу таких ключевых изменений мы относим в первую очередь медиатизацию и виртуализацию современно-го коммуникационного пространства политики. В условиях информационного общества коммуникации становятся инструментом конструирования различных и порой конкурирующих друг с другом коммуникационных моделей политической медиареальности для масс, что вызывает значимые последствия во всей сфере политического управления. По сути, политическая реальность трансформируется при помощи средств массовой коммуникации в политическую медиареальность, в большинстве случаев существенно искажающую восприятие в общественном сознании реальных политических процессов, событий и явлений. При этом само общество становится активным потребителем предлагаемых на политическом рынке моделей медиареальности, используя в качестве основного и, как правило, единственного источника получения знаний о реальной политической действительности средства массовой коммуникации, транслирующие идеологический и пропагандистский контент в общественное сознание. Можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день в мире сформировался такой тип общества, которое можно назвать «обществом информационного потребления». Объективная реальность, по сути, становится недоступной для понимания обществом, которое оперирует ее заменителем – моделями медиареальности, включая политическую, формируемыми посредством использования каналов массовой коммуникации. И именно содержание медиамоделей определяет, какой будет политическая действительность в восприятии людей, так как медийная псевдосреда перестает быть для современного общества просто посредником между ним и реальным миром, в котором происходят реальные политические события и протекают реальные политические процессы. Эта псевдосреда замещает собой реальную действительность, беря на себя функции единственного источника знаний и представлений об окружающем мире. Средства коммуникации, а точнее, контролирующие их силы, монополизируют право трансляции информации о реальности, и сами начинают формировать представление о мире и отношение к нему. По сути, современный человек не соприкасается с политической реальностью, ему доступен лишь уровень медиарепрезентации этой реальности посредством средств массовой коммуникации. Таким образом, мы можем констатировать, что обстоятельства постижения политической реальности посредством медиаресурсов и каналов массовой коммуникации являются определяющими при восприятии общественным сознанием политических явлений, событий и процессов, оставляя, выражаясь языком И. Канта, обстоятельства их существования в пространстве ноуменов. Соответственно, конструируемые медиафеномены выполняют объяснительную и регулятивную функции, обеспечивая обществу простое, понятное и удобное для субъектов политического управления представление о фактах объективной политической действительности. С учетом модельного восприятия человеком любого сложного явления или процесса, коммуникационные технологии становятся эффективным инструментом редуцирования реальности в политической сфере, а созданные виртуальные медиаконструкты начинают жить самостоятельной жизнью, вытесняя из политического пространства реальных акторов. Медиатизация и виртуализация современного процесса политического управления на первый план выводят не реальные политические действия и смыслы, а виртуальную борьбу за умы представителей общества, которые получают в рамках информационно-коммуникационного воздействия, перерабатывают и далее самостоятельно распространяют как свои собственные сконструированные виртуальные симулякры. Современная политическая борьба в большинстве случаев также приобретает характер конкуренции за умы масс, в сознание которых транслируются виртуальные конструкции, отвечающие интересам субъектов политического противостояния. По сути, в рамках современного политического управления для достижения политических целей все в большей степени применяются виртуальные конструкции и симуляции, достоверность которых обеспечивается косвенным характером коммуникации, осуществляемой при помощи средств массовой информации, выступающих в условиях медиатизации политического пространства в качестве инструментов управления социально-политической реальностью для подавляющего числа людей.