ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Фильм режиссера О. Тепцова по сценарию Ю. Арабова «Господин оформитель» (1988) является вольной интерпретацией рассказа А. Грина «Серый автомобиль» (1925), в основу которого положена реализованная метафора – столкновение «живой жизни» с кинематографом, символизирующим в представлении писателя механистичность, мертвенность нового искусства (авангарда). Однако в фильме стихия кинематографа замещается эстетикой театра с ее марионеточностью, призрачностью, также противопоставленной миру живой человеческой души. В центр выдвигается фигура художника-оформителя эпохи декаданса, творца бутафорского, кукольного мира и одновременно его жертвы. Нарочитая условность, декоративность эстетики фильма является средством раскрытия его основного конфликта. Кроме того, театрализация кино в данном случае становится тем языком, на котором советский кинематограф 80-х осваивает и стилизует новый для себя материал – культуру Серебряного века, эпохи, которую один из ярких ее представителей, Н. Евреинов, остроумно назвал «эпохой театрократии».