ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Попытки классификации различных видов иронии предпринимались неоднократно, и их вариативность обусловлена ничем иным, как специализацией взглядов исследователя, предложившего очередную классификацию. Поскольку ирония, как сложносоставный феномен, не имеет своей собственной ниши в мировом наследии человеческой культуры, то всякий вправе смотреть на неё из ниши своей науки. Социолог предложит разделять виды иронии на риторическую, поведенческую, событийную и диалектическую, по-видимому, совершенно упуская из виду тот факт, что эта классификация отражает именно обществоведческие функции иронии и совершенно игнорирует её художественную и познавательную ценность. Психолог разделит иронию по степени напряженности эмоции, вкладываемой в неё. Так, А.Ф. Лосев разделяет иронию на добродушную, насмешливую и саркастическую. Это довольно частая градация, которую большинство из нас имеет в представлении ещё со школьной скамьи. Но это разделение, пусть даже и только как литературоведческий шаблон, не учитывает ту очевидную проблему, что ирония как коммуникативный прием распадается на иронию изложения и иронию восприятия. Так, в предлагаемом читателю тексте автор может совсем не видеть иронии в сюжете, а читатель будет воспринимать иронично либо всё произведение в целом, либо отдельные его черты и приемы. Это часто можно видеть, когда текст отстоит от читателя во времени, либо адресат текста находится на иной культурно-социальной ступени, нежели предполагал его автор. К примеру, современный читатель не иначе как с иронией относится к пафосным и высокопарным памфлетам В.К. Тредиаковского, тогда как ни сам автор, ни его современники не воспринимали его сочинения как ироничные. Указанная проблематика охватывает все известные мне попытки систематизации разновидностей иронии. В докладе представлена попытка создания общего поля для сведения воедино исследований иронии из разных областей науки. Это служит выяснению феноменологического ядра понятия и взаимообогащению работ из области лингвистики, семиотики и философии культуры наработками других областей.