ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад рассматривает идею движения, воплощенную в литературе хинди, и основывается на нескольких произведениях, в которых идея движения, на наш взгляд, ярко выражена. Движение – парение или низвержение с небес на землю и возвращение на небеса после «странствия земного» мы находим в незавершенной драме «Жрица любви» (PremjoginI, 1874) классика литературы хинди Бхаратенду Харишчандры. Традиционный сказочно-фантастический мотив о любви прекрасной пери к земному юноше, который лег в основу и ранней драмы на урду «Двор Индры» (Indra SabhA) Аманата, в «Жрице любви» дополняется почти реалистичной, в духе эпохи Просвещения, прогулкой по Бенаресу, а затем и своеобразным путеводителем по Бенаресу 70х годов ХIX в.. Это разговор на ж/д. станции Мугхал Сараи (Mughal Sarai) с направляющимся в Калькутту иностранцем, которому настоятельно советуют посетить и Бенарес – ведь он из древнего центра индуизма преображается в современный город. Идея движения становится сквозной во многих произведениях и современной прозы хинди. Деревенская Индия в пути предстаёт в рассказе Пханишварнатха Рену «Третья клятва, или Погубленный Гульфам» (TIsrI kasam arthAt mAre gaye Gulfam). Две недели из жизни перевозчика Хирамана дают читателю возможность увидеть Бихар от границы с Непалом до Фарбисганджа. Странствие линейное, прерывающееся остановками по дороге и воспоминаниями, сочетается с движением цикличным, повторяющимся, связанным с традицией. У рассказа «открытый финал»: завершается он расставанием героев на ж/д. станции. Однако при этом Хираман напевает арию из «Двора Индры», что даёт надежду на новое путешествие и встречу. Изображение движения городской Индии характерно для двух литературных направлений хинди: «новый рассказ» (NaI kahAnI) и «женское письмо» (mahilA lekhan). В докладе это будет показано на примере рассказа Камалешвара «Мир велик» и романов Уши Приямвады «Не остановится Радхика» (RukogI nahIn RAdhikA) и Мридулы Гарг «Катхгулаб» (KaThgulAb). Если в рассказе «Мир велик» поездка на поезде в мир деревенской молодости и воспоминаний заканчивается «возвращением на круги своя», то авиа перелёты городских героинь писательниц хинди открывают для них новый мир, лежащий за пределами родной Индии, и помогают им состояться как независимым, самостоятельным личностям.