ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Социально-экономические отношения в области физической культуры и спорта весьма своеобразны. В этих отношениях задействовано множество организаций, непосредственно занятых учебно-тренировочным и соревновательным процессами (лиги, клубы, федерации, ассоциации), а также организации спортивной индустрии, спортивной медицины, спортивного образования и спортивных СМИ. У всех этих субъектов имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут не совпадать и отличаться друг от друга. Но все эти категории субъектов взаимодействуют, производят материальный продукт и оказывают однородные услуги, связанные с выполнением задач в одной отрасли хозяйствования – спортивной отрасли, оставаясь при этом государственными организациями, общественными организациями или коммерческими организациями. На фоне глобальных задач и исторических вызовов современного спорта следует заметить, что в новейшей российской истории федеральный орган исполнительной власти в спорте менял свое название и статус шестнадцать раз! Эта чехарда административных реорганизаций, с одной стороны, подчеркивала невысокий статус спортивного ведомства во властной вертикали, а с другой, не давала возможности для устойчивого развития отрасли, формирования внутриотраслевых связей, создания и развития рынка труда и производственных отношений. Органы государственной власти в России утверждают Федеральные целевые программы по развитию физической культуры и спорта в стране, выделяют колоссальные ресурсы на реализацию этих программ, возводятся новые спортивные объекты, открываются детские спортивные школы, восстановлен Комплекс ГТО. Россия принимает у себя Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы, Универсиады, а на должностях главных и старших тренеров сборных команд России работают 113 (сто тринадцать!) иностранных граждан. Такое противоречие допускалось в гонке за результатом на Олимпийских играх, но реалии сегодняшнего дня ставят перед обществом резонные вопросы об уровне подготовки отечественных специалистов и эффективности системы спортивного образования в России, в целом. Следует признать, что в настоящий момент рынок труда в спортивной отрасли в нашей стране развит крайне слабо. Нет баланса спроса и предложения со стороны работодателей и работников. Слишком специфичны для каждого вида спорта условия найма и требований к квалификациям спортсменов, судей, тренеров, спортивных врачей, спортивных психологов и т.д. В открытом доступе можно увидеть только вакансии инструктора тренажерного зала и администратора в фитнес-клубе. И это означает, что кадровая политика в спорте практически не развита. Россия сегодня нуждается в разработке экономической модели, предусматривающей новую экономическую парадигму, новую экономическую политику в спорте и новую стратегию действий с учетом интересов государства, общества и бизнеса. В том числе — создание комплексной программы подготовки кадров и оценки квалификации с развёрнутыми целевыми установками. Кроме развития спорта высших достижений существует и повседневная жизнь в каждом виде спорта внутри России, которая, по сути, представляет собой «вещь в себе». Представляется, что именно эта проблема является ключевой для формирования дальнейшей стратегии развития отечественного спорта. Построение эффективной системы управления, планирования и правового регулирования отношений государственных, общественных и коммерческих организаций в современном спорте, по-видимому, станет одной из основных задач предстоящих нескольких лет. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации специалистов различных категорий в спортивной отрасли помогут созданию и развитию рынка труда для тренеров всех категорий, спортсменов, спортивных судей, спортивных руководителей и менеджеров, будут направлены на планирование карьеры работников и проявление уважения к спортивным профессиям в обществе.