ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В рамках проведенного историографического исследования, в ходе которого впервые предпринята попытка научно обобщить разрозненные материалы по теме истории развития и трансформации программной политики государственной радиостанции «Маяк» (1964-2019), определить ключевые этапы ее функционирования и т.д. при использовании таких методов, как анализ, сопоставление, систематизация данных, метод включенного наблюдения, рассмотрен важный период (2007-2019), связанный с генеральной реформой формата и принципами вещания «Маяка» в условиях сложившегося российского медиарынка. Стратегия данной редакции заключается в функционировании радиостанции как конвергентного СМИ. В процессе создания контента сочетается звук (прямой эфир, подкасты), текст, видеоряд (культовые проекты), визуальное оформление (фотографии, профессиональный дизайн). В задачу станции, вещающей в разговорном формате с 2007 г., входит адаптация производимого продукта к изменившимся реалиям медиасреды. Одним из приоритетных направлений деятельности «Маяка» является присутствие в Интернет-пространстве на нескольких площадках, среди которых первоначальной формой стал официальный сайт www.radiomayak.ru. К его основным функциональным характеристикам относим удобный интерфейс и систему поиска, четкую рубрикацию, качественную визуальную составляющую. Сайт содержит архив записей; обновляемую в режиме «онлайн» новостную колонку; программу передач с указанием темы выпусков; ссылки на платформы других СМИ холдинга ВГТРК, а также социальные сети «Маяка». Подкасты (авторские проекты образовательной тематики, эфиры с гостями) значительного хронометража (от 25 до 45 мин.), с минимальным музыкальным оформлением (заставкой подложкой и финальной отбивкой) размещаются как на сайте, где они организованы по дате эфира или названию программы и где слушатель имеет возможность сохранить аудиофайл, так и в одноименном приложении ITunes и социальных сетях. Соответствующий главным задачам современного развития «Маяка» процесс поставки контента на платформы Instagram, YouTube, «ВКонтакте», Facebook, Twitter происходит относительно равномерно. В результате сравнительного количественного анализа активности данных площадок в период 15 мая – 15 августа 2019 г. выявлен следующий рейтинг числа подписчиков на страницах радиостанции: в Instagram оно увеличилось на 31.4 % и составило 48 500. Совокупное количество просмотров на YouTube выросло на 5.1 % (50 618 553). На 2.6 % стало больше подписчиков «ВКонтакте» (103 737), на 1.6 % – Facebook (14 525). Относительно Twitter и Telegram зафиксированы отрицательные показатели: – 0.2 % (42 800) и – 2.6 % (1995) соответственно. При этом последняя публикация на платформе Telegram, считающейся в стране с апреля 2018 г. запрещенным ресурсом, датируется 13 августа 2019 г. В сети же «Одноклассники» (20 648) – 18 мая 2018 г. Один вид размещаемого в Интернете контента «Маяка» оригинальный (развлекательный ежедневный видеокалендарь событий как специально разработанный для Instagram формат; видеоверсия постоянной популярной рубрики «Женщина. Руководство по эксплуатации» утреннего шоу «Стиллавин и его друзья» как дополнительный канал на YouTube; итоги дня в виде текстовых и видеоматериалов и голосование в прямом эфире с помощью соцсети «ВКонтакте»), другой – несколько привычный (анонсы передач и конкурсов, короткие ролики с гостями в студии, репосты со страниц телерадиокомпаний холдинга ВГТРК, а также сотрудников редакции – в Instagram; трансляции программ на www.radiomayak.ru и YouTube). Регулярностью публикации актуальной информации отличается страница радиостанции «ВКонтакте» (так, среднеарифметическое число обновлений в течение эфирных суток в мае 2019 г. – 29, в августе 2019 г. – уже 36). Именно этот контент параллельно дублируется в Facebook, но с разительно меньшей частотой (для сравнения, 11 – и в мае, и в августе), и используется в Twitter, но претерпев этап редактирования сообщений с целью большей лаконичности в силу специфики платформы. Концепция современного вещания, включающая использование всех существующих каналов коммуникации для доставки эфирного продукта до конечного потребителя, останется в ближайшей и отдаленной перспективе для радиостанции «Маяк» генеральной.