![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Настоящее сообщение посвящено выявлению основных этапов эволюции жанра шахрашуб (в пер. с перс. “городской смутьян; нарушитель спокойствия в городе”) в персоязычной литературе и литературе урду. Cистема жанров и жанровых форм литературы урду во многом является производной от таковой персоязычной литературы, фактически имеет место процесс трансплантации системы жанров и жанровых форм персоязычной поэзии в поэзии урду. Основное внимание в настоящем сообщении направлено на период с начала XVI до второй половины XIX века (c учетом произведений, написанных на дакхини). На данном этапе исследований в рамках этого жанра обычно выделяют две тематические составляющие. Первая составляющая в узком смысле представляет собой описание красивых представителей различных профессий, характерных для средневекового восточного города (стихи могут быть посвящены мяснику, красильщику, ткачу и др.); в широком смысле, это описание всей панорамы жизни процветающего города, в котором царит гармония (произведения в этом жанре Масуда Сада Салмана (1046-1121), Санаи Газневи (ок. 1048–1140), Мехсити Ганджави (XII в.), Калима Хамадани (или Кашани) (ок. 1593–1650), Зухури (ум. 1616), Агахи Хорасани (ум. 1526 г.), Амини Хийабани (ум. между 1604/5 и 1627/8), Баба Фигани (ум. 1519), Лисани Ширази (ум. 1534)). Вторая составляющая этого жанра представляет собой рассказ о разнообразных бедствиях, постигших город. Это могут быть катаклизмы, спровоцированные политическими и/или экономическими причинами (например, смерть правителя, нападения врагов, и последовавшие вслед за ними обнищание народа, разруха, голод, болезни, грабежи), стихийные бедствия (наводнение, землетрясение, засуха) и вызванные ими голод и эпидемии, а также может иметь место сочетание разных типов бедствий. Характерной чертой этой составляющей жанра шахрашуб выступает описание тяжелого материального положения обитателей города, в частности, представителей разных городских профессий (см., например, касыду Фаррухи (XI в.) на смерть султана Махмуда Газнави. Считается, что в персоязычной поэзии преимущественно встречается первая составляющая жанра шахрашуб, а в поэзии урду – исключительно вторая (произведения Мира Таки Мира (1725–1810), Рагиба (XIX в.), Мухсина (XIX в.), Мусхафи (1750 – 1824), Хайдара Али Атиша (ум. 1846 г.), Мирзы Галиба (1796–1869), Шеифты (1806–1869), Захира Дихлави (1835–1911) и др.).