![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Специфика процессов популяционно-географической дифференциации песни птиц во многом обусловлена ее двойственной природой. Рекламная вокализация певчих птиц имеет врожденную основу, но окончательно формируется в ходе копирования внешних моделей, то есть за счет вокального обучения. Проблемы изменчивости песни птиц на пространстве ареалов часто обсуждаются в связи с понятием о вокальных диалектах – специфических особенностях вокализации, имеющих четко обозначенную область распространения. Но, наряду с феноменом диалектов, отражающем процессы дифференциации, привлекает внимание и феномен сохранности элементов вокализации (нот) или сложных вокальных конструкций (типов песен и их последовательностей) в разных частях ареала вида, далеко разнесенных в пространстве. Мы изучали процессы популяционно-географической дифференциации песни у видов птиц с принципиально разным типом организации песни, разной протяженностью, конфигурацией и структурой ареалов. Ареал садовой камышевки (Acrocephalus dumetorum) компактный, подвиды отсутствуют. У пеночки-теньковки (Phylloscopus collybita) огромный транспалеарктический ареал, сложный по структуре, отражающей значительную таксономическую дифференциацию (12 подвидов, как минимум 2 гибридные зоны). В ареале зеленой пеночки (Ph. trochiloides) обитают 6 подвидов. Он традиционно считается примером кольцевого видообразования, однако, наши исследования показали, что биоакустических свидетельств изоляции терминальных популяций не существует. Изучение зон вторичного контакта пеночки-теньковки и зеленой пеночки доказывает, что даже существенные подвидовые различия в песне не препятствуют гибридизации. На примере саянских и сахалинских популяций бурой (Ph.fuscatus), голосистой (Hebivocula schwarzii) и корольковой (Ph. proregulus) пеночек мы сравнили пение птиц на противоположных (западных и восточных) окраинах их обширных ареалов. Яркий пример консервативности песни дает западная форма зеленой пеночки (Ph. tr.viridanus), у которой выявлено всего 9 базовых типов песен практически на всем пространстве ареала. Примером сохранности сложных вокальных конструкций (вокальных композиций) на протяжении больших пространств (до 250 км) может служить необычайно сложно организованная рекламная песня корольковой пеночки. В московской популяции восточного соловья (Luscinia luscinia) многие типы песен по ходу их исполнения разными самцами обычно следуют друг за другом в определенной последовательности, включающими до 6 типов песен. Одинаковые (стереотипные) последовательности, зарегистрированы нами в репертуарах самцов, обитающих практически по всему городу. Всю совокупность отношений очередности между типами песен мы рассматриваем как обобщенную синтаксическую модель популяционного уровня, исходя из которой, формируют свои репертуары отдельные самцы. Формирование и использование такой модели возможно лишь благодаря значительной мере сходства наборов разнотипных песен, составляющих индивидуальные репертуары. Именно такую картину мы видим в московской популяции восточного соловья, где разные исполнители перенимают друг у друга и запоминают не только образцы типов песен, но и очередность их исполнения по ходу вокальных сессий. Это способствует формированию компактной и устойчивой вокальной культуры, ареал которой охватывает значительное пространство.