ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Введение. Для обеспечения безопасности до- рожного движения, целостности и сохранности гру- зов при их транспортировании, нормативными до- кументами [1-5] предусмотрен целый ряд требова- ний, обусловливающих достаточность и надёжность крепления грузов при воздействии статических и динамических сдвиговых усилий. Важнейшим па- раметром, входящим в расчётные уравнения по определению усилий прижима и местоположения точек их приложения, является коэффициент тре- ния. В соответствии с межгосударственным стан- дартом [1] в России для подобных расчётов исполь- зуется коэффициент трения покоя, определяемый по углу наклона поддона или вил погрузчика, при ко- торых начинается скольжение груза. Однако этот метод не позволяет оценить кинетический коэффи- циент трения, характерный для условий транспор- тирования грузов при наличии вибрации. Анализ показывает, что оценку эффективности ламинирующих покрытий для напольного щита, определение связи их фрикционных свойств с типом относительного движения в трибосопряжении, мик- рорельефом рабочей поверхности щита можно, при необходимости, получить и на современном лабора- торном оборудовании по результатам традиционных триботехнических испытаний. Задача исследования состояла в сравнительной оценке эффективности ламинирующих покрытий, как средства улучшения фрикционных свойств опа- лубочных фанерных щитов. Объектом испытаний были щиты ламиниро- ванной берёзовой облицованной фанеры (ТУ 5513- 002-93222532-2016), предназначенной для обу- стройства полов в автомобильных трейлерах. В ка- честве ламината — термореактивный полимер, с удельным расходом покрытия соответственно 120, 130 и 220 г/м2. В качестве контробразца использовался евро- поддон. Лабораторные испытания проводились на три- ботестере UMT-3 по схеме возвратно-поступа- тельного относительного перемещения образцов с наложением низкочастотных вибраций. Натурные испытания проводились скольжени- ем нагруженного поддона по фанерному щиту. Оригинальность способа натурных испытаний состояла в использовании дополнительного техно- логического поддона, устанавливаемого поверх ис- пытуемого для укладки груза (G = 500 кг). При необходимости он поддомкрачивался на 1…3 см, тем самым обеспечивая возможность свободной пе- реустановки поддона и/или щита без удаления груза из рабочей зоны. Результаты. Исходная шероховатость кон- тробразца имела анизотропный характер с преиму- щественным направлением неровностей вдоль направления скольжения. После испытаний шерохо- ватость контробразца в продольном направлении существенно уменьшилась. Причём для образца фа- неры с расходом 130 г/м2 шероховатость в направ- лении вдоль и поперёк относительного скольжения отличается незначительно (на 20%), в то время как для фанеры с расходом 220 г/м2 отличие более су- щественное (50%). Этот факт можно связать с тем, что поверхность первого образца, содержащая абра- зивные частицы, быстрее приводит к установивше- муся режиму изнашивания, которому соответствует изотропный рельеф с максимальной несущей спо- собностью. Для второго образца за время испытания (11 ч) режим приработки не завершился. Подтверждена целесообразность формирова- ния «сетчатой» рабочей поверхности ламинирован- ного фанерного щита в пределах Ra = 13…22 мкм, что увеличивает коэффициент трения до μст ≈ μкин ≈ 0,3…0,5, причём как при поперечном, так и при продольном перемещении поддона. Ламинирующие плёнки, являясь испытанным средством защиты фанерных щитов от внешних воздействий (влаги, масел, грязи), в то же время снижают их фрикционные свойства практически вдвое до μкин ≈ 0,3 на тыльной стороне щита. Временна́я зависимость μст/кин испытанных ла- минирующих плёнок имеет тенденцию к плавному её росту, что можно объяснить генерацией тепла в плёнке, находящейся между сопряжёнными матери- алами-теплоизоляторами, и, как, следствие, к её от- верждению. Благодарности. Работа проведена при под- держке Гранта РФФИ 19-01-00231. 1. ГОСТ ISO 8611-1-2014 «Поддоны для транспортирования материалов. Плоские поддоны. Ч. 1, Методы испытаний». 2. А. Шмелёв «Трение и его роль в креплении грузов», журнал «Автоперевозчик», № 6, 2010 г., стр. 82—88. 3. А. Шмелёв «Стандарт ГОСТ 26653-2015», журнал «Компас экспедитора и перевозчика», № 3, 2017г., стр. 28—31. 4. А. Шмелёв «Самый важный стандарт», журнал «Компас экспедитора и перевозчика», № 5, 2017, стр. 24—26. 5. VDI- RICHTLINIEN. Ladungssicherung auf Straßenfahrzeugen Ermittlung von Reibwerten, Blatt 14/Part 14, Düsseldorf 2011.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | polycomtrib2019-programa.pdf | 752,3 КБ | 28 января 2020 [IvanTsukanov] |