![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В современной славистике и в том числе сербистике активно применяется имагологический подход к изучению истории, то есть «взгляд со стороны» на историю народа глазами иностранца. Первым применил этот подход в славяноведении В.А. Хорев («Поляки и русские в глазах друг друга»). Данный метод также использовала Мария Тодорова в монографии «Imagining the Balkans», А.Л. Шемякин («Русские о Сербии и сербах»), М. Йованович («От Елизаветы Петровны до Владимира Путина»). Письма и доклады русских общественных деятелей, эмигрантов проживавших на территории Сербии в XIX- XX веке, представляют собой интереснейших документ, который отражает видение русскими сербского национального характера. Из этих источников можно почерпнуть сведения об отношении сербского народа и сербской элиты к России и императору, видении представителями русской интеллигенции сербов и идеологического разделения сербской «верхушки» ( в Австрии: немецкая партия, мадьярская партия; Сербы Княжества ). Всему миру известен сербский патриотизм. Но Платон Андреевич Кулаковский профессор русского языка в Белградской Великой школе замечал, что в раздраженном последними событиями1 обществе имеет место «излишний патриотизм, самохвальство и падение духа». Об отношении к России пишет Н.А. Снесарев: «…тесное родство наше с сербами не подлежит сомнению» Можно прочесть и прямо противоположные отзывы. К примеру, в письмах к К.Я. Гроту П.А. Кулаковский не раз говорит о негативном восприятии: «Все винят Россию в том, что Сербия теперь в печальном положении». Уже более поздними источниками являются мемуарно-художественные сочинения дочери русских беженцев (сербского академика-слависта) И.Г. Грицкат-Радулович. Все эти источники дают возможность наблюдать проявления сербского национального характера в момент сложной, переходной эпохи глазами представителя близкого по образу мыслей, но все же иного народа.