ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Чёрный пояс привлекает интерес исследователей регионов США с XIX в. За это время регион и американское общество в целом претерпели значительные трансформации: прошла Гражданская война, было отменено рабовладение, было механизировано сельскохозяйственное производство, значительно ускорилась урбанизация, закончилась эпоха сегрегации и постепенно уходит в прошлое расовая дискриминация. Название «Чёрный пояс» вызывает у исследователей и жителей США вполне четкий набор ассоциаций, в первую очередь, территориальных. Обычно под территорией Черного пояса понимается совокупность руральных, бедных и преимущественно афроамериканских округов в южных штатах (как правило, от Вирджинии до Техаса). При этом в научном сообществе не достигнут консенсус по вопросу делимитации региона. Зачастую Чёрный пояс воспринимается как нечто единообразное, лишенное центра и периферии. Однако, как и любой другой регион США, он обладает структурой, определяющей его развитие. Для выявления его структуры можно обратиться к количественным методам анализа, поскольку богатая теоретическая база исследований Чёрного пояса позволяет нам составить исчерпывающий список параметров, по которым мы можем определить его центры и периферию, а также однозначно отграничить его от других регионов. Чёрный пояс также представляет интерес как совокупность ярких и узнаваемых образов, отличающих его от других регионов страны. Важнейшие из них связаны с региональной культурой — в первую очередь, музыкой. Именно здесь зародился один из ключевых музыкальных жанров XX в. — блюз, давший начало практически всем популярным направлениям современной музыки. Характерные для блюза образы, отражающие как бытовую, так и религиозную ипостась жизни региона, позволяют нам лучше понять культуру Чёрного пояса. Также весьма характерны и личности музыкантов этого жанра, многие из которых перенесли ментальные образы региона далеко за его пределы в ходе миграции в северо-восточные и среднезападные города. В рамках данного доклада мы постараемся с помощью совокупности количественных и качественных методов делимитировать Черный пояс, выявить внутреннюю пространственную логику региона, описать ключевые ментальные образы местной культуры и их роль в формировании образа региона.