ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Региональное телевидение – один из значительных сегментов телевизионной медиасистемы, что обосновывает актуальность исследования, посвященного данной тематике в ракурсе двух государств – России и Франции, чьи современные медиа делятся на общенациональный и местный сегменты. Локальные медиа формируют региональную информационную повестку дня. Востребованность такого телеконтента наблюдается среди зрителей как России, так и Франции, несмотря на популярность новых медиа. Мониторинг эфирной сетки и содержания программ в хронологический период сентября-декабря 2018 г., составивший половину телесезона 2018-2019, позволил выявить общие функциональные характеристики российского и французского регионального ТВ на примере каналов «Россия 1. Ярославль» (в областном центре РФ Ярославль) и France 3 Midi-Pyrenees (в г. Тулуза, столице региона Окситания и административного центра департамента Верхняя Гаронна на юго-западе Франции), являющихся филиалами национальных холдингов – ВГТРК и France Television соответственно. Региональные каналы схожи в объеме охвата потенциальной аудитории (численность населения Ярославля и области на момент 1 янв. 2019 г. – 1 265 684 чел.; департамента Верхняя Гаронна, в т.ч. Тулузы – 1 390 496); в программировании эфирной верстки и децентрализации новостных тем. Самыми востребованными аудиторией программами являются выпуски новостей (533 в Ярославле и 330 в Тулузе в период исследования). Из шести ярославских проектов четыре – информационные (общего суточного хронометража 90 мин.), из 12 производимых французским каналом таких программ – три (180 мин.). При сравнении тематик новостных сюжетов и репортажей регионального телевидения обеих стран (4334 и 6112 видеоматериалов) определено больше различий, чем сходств. Так, в регионе России – Ярославской области – уделяется больше внимания вопросу транспортной системы (11,58 %): изменению маршрутов общественного транспорта, ликвидации дорожных «пробок» и иным способам передвижения. В то время как во французском регионе Окситания данная тема – одна из последних по частоте освещения в эфире (2,68 %): проблема в обществе отсутствует. В новостных выпусках France 3 Midi-Pyrenees одна из основных тематик связана с социальной сферой (10,44 %): освещение вопросов борьбы за права, свободы слова и развитости инфраструктуры для лиц с ограниченностями возможностями здоровья и др. Выпуски ярославского телеканала содержат достаточно большое количество видеоматериалов о проблемах обычного человека (8,51 %): редакция при создании информационного контента придерживается принципа персонификации. Если популярной эфирной темой на региональном ТВ Франции является безопасность (9,78 %): работа сотрудников полиции и иных правоохранительных органов; то в России данная тема к смотрибельной не относится (2,98 %). Вопросам культуры и искусства (10,2 % и 7,38 % в России и Франции соответственно), науки (3 % и 6,18 %), медицины (10,43 % и 6,35 %) в эфире обоих рассматриваемых каналов всегда есть место. Сеть телеканалов France 3 ориентируется на региональный и местный аспект освещения событий, целевой аудитории предлагаются передачи разных жанров развлекательной и политической тематик. Так, 9 программ из 12 посвящены разным сторонам жизни Окситании, ее успехам и достижениям, сохранению культурного наследия порой в дискуссионных форматах. В изучаемом регионе России лишь две неновостные программы: о мнении представителей местной власти и экспертов в студийной беседе и о сельскохозяйственной отрасли. Анализ эфира телеканалов «Россия 1. Ярославль» и France 3 Midi-Pyrenees показал: несмотря на более развлекательную направленность французского регионального ТВ и больший объем производимого контента, в обеих странах главный акцент делается на информационные проекты в связи с основной концепцией такого телевидения – «близости к аудитории».