ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
«Сборник наставлений в десяти разделах» («Дзиккинсё», 1252 г.) нередко называют «конфуцианским». Поучительные рассказы сэцува, собранные в нём, относятся по большей части к мирским добродетелям, и столь важный для конфуцианской мысли вопрос, как отношения между правителем и подданным, здесь тоже обсуждается: ему отведён 6-й раздел «Сборника». При этом «преданность», «верность» (忠, тю:) берётся в единстве с «прямотой», «честностью» (直, тёку), решимостью не только подчиняться, но при случае и возражать господину, увещевать его. В рассказах о преданности можно выделить следующие основные темы. 1) Подданный не может или не хочет жить без господина, умирает вслед за ним. Примечательно, что при этом речь идёт не о самоубийствах, а о естественной смерти вслед за господином. 2) Подданный «не служит двум господам», оставляет службу после смерти господина или его ухода с должности. 3) Подданный готов пожертвовать жизнью ради господина; любопытно, что в «Сборнике» такие преданные слуги по большей части остаются в живых. 4) По-настоящему преданный слуга не боится отговаривать господина от неправильных решений, но убеждает мягко, чтобы не вызвать гнева. 5) Честный человек несёт свою службу, не подлаживаясь под внешние обстоятельства, хотя и учитывает их. В отличие от многих более поздних источников, в «Сборнике» совсем не звучит такой мотив, как месть за господина. Обоснование чувству преданности через долг благодарности за милость, обычное в других памятниках японской мысли, здесь не даётся: скорее, считается, что быть преданным кому-то для человека естественно. Не все примеры, вошедшие в этот раздел «Сборника», описывают отношения на службе; некоторые свойства преданности разбираются на примерах из семейной жизни или из жизни верных почитателей богов и будд. Честность берется как свойство, порой осложняющее отношения между людьми, но в конечном итоге полезное, ибо любезное богам и буддам. Таким образом к разбору межчеловеческих отношений подвёрстываются истории о чудесах, характерные для буддийских собраний сэцува.