![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Пряжников Николай Сергеевич – доктор пед.наук, профессор КРИЗИСЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ (Тезисы) 1. Роль кризиса в развитии личности и становлении профессионала. Сам кризис (в отличие от кризисной ситуации) определяется глобальностью (влияния на жизнь личности) и нормативностью (характерен для большинства людей данной образовательно-возрастной группы). В возрастной психологии кризис давно рассматривается как условие развитие личности и перехода ее к следующему этапу развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). 2. Кризис как разрешение противоречий. Сам кризис рассматривается как разрешение противоречия между имеющимися навыками и необходимостью освоить новые навыки («личностные новообразования»), определяемые новой «социальной ситуацией развития». Само освоение новых навыков осуществляется в «ведущей деятельности», характерной для данного этапа развития. В психологии труда также выделяются кризисы профессионального развития (Э.Ф.Зеер, Э.Эриксон, Б.Ливехуд, Г.Шихи и др.), провоцируемые разнообразными внешними и внутренними факторами. Заметим, что у взрослого человека эти факторы весьма разнооюразны и часто определяются конкретной социо-культурной ситуацией (а также ситуацией на рынке труда). При этом большинство авторов выделяет важнейший фактор развития - изменение ценностно-смысловой сферы развивающейся личности. Например, А.Н.Леонтьев считает, что первое рождение личности происходит еще в три года и связано это с появлением стыда и совести (эффект горькой конфеты»). У А.Адлера развитие личности связано с переходом от «комплекса неполноценности» к чувству «сопричастности с человечеством». У Ж.Пиаже развитие социализации личности проходит по линии от эгоцентризма (когда ребенок доверяет только себе) – до децентрации, когда он все больше слушает и других людей. Представители гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерс и др.) вообще считают, что развитая личность ориентирована на ценности общества и культуры. 3. Основные противоречия учебно-профессиональной деятельности студента. Д.Б.Эльконин считает, что основное противоречие связано с несоответствием развития операциональной и мотивационной готовности личности. При этом максимальное расхождение этих линий и обеспечивает кризис. При исследовании учебно-профессиональной деятельности студентов разные исследователи традиционно выделяют «кризис третьего курса», хотя другие специалисты считают, что прямых подтверждений этому нет. Мы также считаем, что реально кризисов на этапе обучения в вузе может быть намного больше. Фактически любая трудная сессия или сложные отношения со строгими преподавателями могут спровоцировать кризис и даже отчисление некоторых студентов… Применительно к этапу обучения в вузе можно было бы (следуя логике рассуждений Д.Б.Эльконина) выделить следующие основные кризисы: 1) кризис начала обучения (противоречие между желанием учиться хорошо и неготовностью к этому, что связано с изменением учебной деятельности в школе на учебно-профессиональную деятельность в вузе); 2) кризис середины обучения, близкий к «кризису третьего курса» (противоречие между высокими навыками учебно-профессиональной деятельности и некоторой утратой смысла обучения, «разочарованием в профессии или в самом вузе»); 3) кризис окончание обучения в вузе (противоречие между желанием хорошо трудоустроиться и применить свои знания, с одной стороны, и реальными сложностями привлекательного трудоустройства в условиях примитивного рынка труда…). Можно выделить и другие противоречия учебно-профессиональной деятельности: 1) между познавательной активностью студентов и бюрократизацией («бухгалтеризацией») образовательного процесса, в частности: не всегда оправданное тестирование, балльная система оценки успеваемости, снижение доли «живого» общения с преподавателями и др.; 2) между стремлением реализовать свой знания в общественно-полезной профессиональной деятельности, с одной стороны, и несформированность социального заказа к специалистам с высшим образованием, с другой стороны; 3) между творческой направленностью части студентов, с одной стороны, и примитивизмом (консерватизмом) части преподавателей, да еще с завышенными требованиями к студентам на экзаменах и зачетах, с другой стороны… 4) между стремлением студентов к развитию своего общекультурного кругозора, с одной стороны, и некоторой ограниченностью учебных программ и организованной досуговой деятельности студентов, с другой стороны; 5) между повышенными требованиями к студентам, с одной стороны, и неготовностью многих студентов быть реальными субъектами учебно-профессиональной деятельности (умение быстро конспектировать, умение формулировать корректные и подготовленные вопросы к преподавателям, навыки самостоятельной работы и др.). Здесь мы могли бы выделить и главное требование к студенту как субъекту – это «готовность с пользой слушать даже скучного преподавателя»… 6) между несовершенством образовательного процесса (вызванного неудачными реформами образования, недостаточной компетентностью руководства и самих преподавателей и т.п.), с одной стороны, и неготовностью студентов относиться к такому несовершенству конструктивно и мудро. По этому поводу еще Г.Селье писал о том, что он не одобряет талантливых студентов североамериканских университетов, которые быстрее других обнаруживают несовершенства своего университета, начинают «наводить порядки», ничего не добиваются (по определению), портят со всеми отношения, и «им ничего не остается как быть отчисленными». Далее Г.Селье писал, что «такие студенты и в науке ничего не добьются», т.к. не способны идти на неизбежные компромиссы, сосредоточив свои усилия на самом главном (получинии образования и диплома) и всячески избегая бесполезной суеты (растрачивания своих сил «по пустякам» и выяснения отношений с вузовскими бюрократами и невеждами). 4. Проблемы оптимизации учебно-профессиональной деятельности в условиях обучения в современном российском вузе. Понятно, что говорить об этом можно до бесконечности… Мы бы выделили главное. Поскольку сейчас сложно вывести всю систему высшего профессионального образования на высокий уровень, то следует специально обучать студентов мудрому отношению к неизбежным трудностям. Приобретение навыков мудрого отношения к несовершенствам учебной деятельности позволит уже выпускникам вузов в своей дальнейшей деятельности эффективно работать даже в условиях несовершенной экономической системы и некачественным (сомнительным) менеджментом во многих российских организациях. Таким образом, вуз мог бы стать своеобразным «учебным полигоном» по выработке навыков эффективной деятельности (сначала учебно-профессиональной, а затем – и собственно профессиональной) в условиях несовершенных производственных и общественных систем, что крайне важно для выхода России из затянувшегося кризиса и повышения ее международного авторитета…