![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Пряжников Николай Сергеевич – доктор пед. наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.Актуальность проблемы. Изменившие социально-экономические условия требуют новых походов в образовании. В частности, информационная доступность позволяет шире использовать возможности самообразования. Одновременно, изобилие и доступность информации осложняют ориентировку в многообразных и часто не достаточно упорядоченных знаниях. Соответственно, учебные программы должны больше строиться не в плане усиления информационной насыщенности, в плане усиления ориентировочной основы учебной деятельности. Многие школьники и студенты не обладают развитой мотивацией и смыслами учебной деятельности. Соответственно, необходимо усилить ценностно-смысловую подготовку обучающихся, особенно, в плане формирования «личности будущего специалиста». Важнейшую роль в этом должна сыграть система профориентационной работы на разных уровнях становления будущих граждан страны (на уровне субъекта учебной деятельности, на уровне субъекта собственно трудовой деятельности). Именно такая ценностно-смысловая ориентировка поможет гармонизировать учебный труд с будущим профессиональным трудом. Особые проблемы возникают с профессорско-преподавательским составом. Для них также возникает особая сложность ориентировки в многообразном и все обновляющемся знании, а также – проблема колоссальной загруженности, не позволяющей творчески относиться к своей работе. И все это на фоне мизерных зарплат, вынуждающих многих преподавателей подрабатывать на стороне… И здесь, ценностно-смысловая ориентировка самих преподавателей может стать основой для гармонизации их трудовой деятельности (в реально сложных и унизительных условиях) с оптимистичными представлением о перспективах развития страны в целом, и своего личного клада в развитие российского образования, в частности. 2.Уточнение понятия «субъект труда». Субъект труда является развитием субъекта учебной деятельности. Соответственно, основы будущего субъекта труда закладываются на разных уровнях учебной деятельности. Важнейшие характеристики субъекта деятельности: 1) готовность к спонтанности, к незапланированным действиям (как основа инициативности и творчества); 2) готовность к рефлексии свое спонтанности (как основа «понимания» самого себя и сведения к минимуму импульсивности и неопределенности своей деятельности); 3) готовность управлять своим поведением (на основе рефлексии); 4) готовность развивать себя и свою субъектность (на основе повышения уверенности в себе и расширения творческого отношения к своей деятельности и к самому себе). При таком понимании, само умение управлять собой (на основе развитой рефлексии) становится гарантией, что творчество в труде не приведет личность к деструктивным тенденциям и саморазрушению. Но и здесь, само развитие полноценного субъекта предполагает умение человека ориентироваться в ценностях и смыслах такого развития, т.е. также выводит нас на проблематику личностного и профессионального самоопределения. А это уже задача формирования субъекта профессионального самоопределения. При этом можно говорить о «субъекте учебной деятельности» (в дошкольном и школьном возрасте), о «субъекте учебно-профессиональной деятельности» или «учебно-трудовой деятельности» (частично – в школе и даже – в колледже и вузе), а также – о «субъекте собственно профессиональной деятельности». Формирование субъекта профессионального самоопределения становится связующим звеном между субъектом учебной деятельности, субъектом учебно-профессиональной деятельности и субъектом собственно трудовой деятельности. 3.Уточнение «понятия «профессиональное образование». В отличие от труда, профессиональная деятельность предполагает: социальную значимость труда, вознаграждение, специальную подготовку, статус в обществе (по Е.А.Климову). Но реально, и досуговый труд может быть общественно-полезным, иметь моральное вознаграждение, заставлять человека совершенствоваться в данном деле, давать человеку статус в обществе (например, известный бард или человек, прославившийся бескорыстными добрыми делами…). А объединяет любые виды труда возможность для человека самореализоваться в «главном деле жизни». Но такое «главное дело жизни» надо еще определить. Но, поскольку ребенок, а часто и молодой и даже взрослый человек не всегда готов к самостоятельному и осознанному самоопределению, то само формирование такой готовности должно осуществляться на разных этапах развития субъекта труда и буквально «пронизывать» все этапы развития личности. В отличие от «учебного труда» профессиональный труд предполагает продуктивную деятельность для других, а учебный труд – это, прежде всего, преобразование самого себя (сам ученик - как предмет учебной деятельности). Но и здесь остаются вопросы: 1) во многих профессиях, работнику больше приходится заниматься тренировками, репетициями, самообразованием, т.е. работать над собой… 2) кроме того, даже в методологии на высших уровнях профессионализма все больше внимания уделяется средствам деятельности, особенно внутренним средствам, т.е. главное внимание - самому работнику (по Э.Г.Юдину, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнову…). Соответственно, само профессиональное образование логически выводится из общеобразовательной учебной деятельности, которая является базой, основой для дальнейшего развития. Проблемы возникают тогда, когда выпускник школы так и не научился быть эффективным субъектом учебного труда, а уже поступил обучаться в колледж или в вуз… Фактически, статус профессионального образования больше определяется законодательством и традициями, но содержательно основы и некоторые элементы профессионального образования встречаются уже в школе (например, при грамотно организованных уроках труда, в детских трудовых лагерях и даже в семейном трудовом воспитании, особенно, в сельской местности, когда происходит раннее приобщение ребенка хотя бы к домашнему труду и т.п.). Здесь, возможно, возникает и далее развивается важный «сквозной элемент», который в общем образовании традиционно называется «общеучебные умения и навыки» (ОУУН), а в профессиональном - носит название «общие компетенции». Проблема взаимосвязи того и другого совершенно не раскрыта, а ведь именно ОУУН, как и «общие компетенции» - единая база эффективной трудовой деятельности, вне зависимости от профиля (и, во многих случаях, от уровня квалификации). 4.Специфические проблемы дошкольного трудового воспитания и образования: 1) многие родители и домашние воспитатели не считают трудовое воспитание в данном возрасте важной задачей; 2) немалая часть ученых не считает домашнее трудовое воспитание важной задачей: мало исследований, «неперспективная тема» и т.п. Например, Е.АКлимов очень гордится своим учеником – В.И.Тютюнником, который написал редкую докторскую диссертацию по проблемам формирования творчества в детском труде; 3) существующие методы трудового воспитания дошкольников большей частью основаны на культурных традициях, чем на современных исследованиях; 4) при этом самим школьникам темы труда очень интересны: напомним, что ведущая деятельность дошкольника – игровая, но и грают большей частью в профессии (по Д.Б.Эльконину), т.е. для дошкольников –это сенситивный период усвоения норм и ценностей профессионального труда… 5) сам интерес к профессиям (к деятельности взрослых) может стать основой их ориентировки в мире профессионального труда, когда дети осваивают не сами профессии, но смыслы многих профессии (по Е.А.Климову). И здесь также нужна особая профориентационная работа, но научно обоснованная и организационно подготовленная (включая и подготовку самих педагогов и психологов, работающих с дошкольниками). Пока же мы имеем примеры отдельных энтузиастов 5.Специфические проблемы школьной трудовой подготовки: 1) школьники сильно перегружены основными и дополнительными учебными предметами изучаемого (находятся в ситуации «информационного насилия»); 2) школьные педагоги и родителя часто недооценивают роль трудового обучения и воспитания в этом возрасте; 3) часто учебная мотивация школьников не высокая как раз потому, что они не видят связи изучаемого материала с реальной жизнью, с практикой (знаменитое - «зачем мне это надо?»); 4) даже в советское время имелся позитивный опыт приобщения школьников к труду (уроки труда, трудовые детские лагеря, производственная практика), который, после некоторого совершенствования, мог бы использоваться в российских школах, но почему-то не совершенствуется и не используется… Мы считаем, что реально можно было бы организовать трудовую и даже профессиональную подготовку школьников таким образом, чтобы выпускник имел несколько (от двух и более) рабочих профессий, что позволило бы ему более уверенно чувствовать себя на рынке труда… Сомнения по поводу того, что ребенок еще не в состоянии это освоить, мы бы опровергли своими наблюдениями во время службы в армии, где бывшие выпускники быстро осваивали самые разные виды профессионального труда, выполняя разнообразные работы в воинской части (я служил в автобате) или в различных организациях (включая и промышленные предприятия), где часть зарабатывала себе деньги (на случай компенсации затрат при авто авариях с гражданскими лицами). И солдаты с пониманием ко всему этому относились, считая также, что опыт освоения различных профессии (пусть даже и без сертификатов) пригодится в дальнейшей жизни… 5) к сожалению, профориентационная работа со школьниками оставляет желать лучшего. Несмотря на расширяющуюся практику школьной профориентации (предпрофильная подготовка и профильное обучение, возрождение центров профориентации, появлении коммерческих центров и т.п.), часто качество и смыслы такой работы слабо ориентированы на решение важных кадровых задач страны и конкретных регионов. Соответственно, следует по-новому осознать основные цели и задачи профориентационной работы и на этой основе еще уточнить критерии эффективности профориентации на этапе школьного образования. Помимо традиционной «помощи в выборе профессии и учебного заведения» можно было бы выделить и более важные задачи ценностно-смысловой ориентировки вступающих во взрослую жизнь выпускников школы… 6.Проблемы профессиональной подготовки в вузе и колледже: 1) к сожалению, часто вузы и колледжи не имеют реальных партнерских отношений с профильными организациями (хотя, такие связи все же пытаются восстановить). Главная причина здесь – слабая заинтересованность самих организаций. Поэтом, мы лишь констатируем проблему, но понимаем, что решать ее нужно не только «на местах», но и на уровне высших органов, которые могли бы на законодательном уровне сделать для организаций само взаимодействие со школами, вузами и колледжами более привлекательным и даже «выгодным» для себя; 2) часто сами преподаватели не имеют или во многом утратили опыт собственной производственной деятельности. Здесь необходима система привлечения для работы со студентами специалистов «реальной сферы» - носителей профессионального контекста. 3) часто учебный материал, предлагаемый студентам, слабо соответствует реальной производственной практике (например, не отражает таких проблем, как коррупция, унижения перед начальством, показной «трудоголизм» и т.п.). Здесь также важно заботиться о ценностно-смысловой ориентировке будущих специалистов, когда сами студенты смогут самоопределяться в главных смыслах получаемого образования и на этой основ выделять для себя приоритеты (например, образование и диплом – для «делания» денег, для самоутверждения, для творческой самореализации, а может, и для служения стране и ее народу?). 4) к сожалению, вузы и колледжи (как и школы) захлестнула волна бюрократизации, когда сложный творческий образовательный процесс пытаются максимально регламентировать и контролировать. Некоторые преподаватели признаются, что никогда еще не испытывали такого унижения, заполняя «инновационные» варианты планов и отчетов, где каждый шаг выражается в определенных баллах. Мы считаем, что о всему можно приспособиться, если относиться этому старательно, но с юмором, рассматривая это как особую «бюрократическую» игру… Но не многие преподаватели соглашаются с этим и буквально «выгорают» как эмоционально, так и морально… 5) часто преподаватели вузов и колледжей не выступают в качестве образцов для подражания (примеров успешных профессионалов) для своих студентов. Нередко преподавателей вообще воспринимают как карьерных «неудачников», в соответствии с их мизерными зарплатами. Перед преподавателем возникает сложная проблема – что делать? Кто-то, несмотря на унизительные зарплаты, честно выполняет свою работу, рассматривая ее как возможность самореализации или даже как важную гражданскую миссию. Но кто-то пытается компенсировать это различными поборами и другими «хитростями», позволяющими даже в образовательных учреждениях зарабатывать сотни тысяч… 6) Проблема оценки успешности обучения: часто «то, что сдают на экзамене», не соответствует «тому, что реально нужно для профессиональной деятельности». В идеале, желательно участие представителей работодателя в процедурах аттестации по проф. модулям и на этапе итоговой аттестации. 7.Проблемы профессиональной подготовки в системе непрерывного образования: 1) опыт взаимодействия с различными институтами и курсами повышения квалификации и курсами показывает, что многие учебные программы часто воспроизводят программы обучения в вузах и колледжах, что вызывает недовольство слушателей; 2) нередко слушатели по своему опыту превосходят самих преподавателей. В этом случае можно было бы чаще использовать формы обучения, близкие к круглым столам, творческим семинарам и даже конференциям, где можно было бы обмениваться ценным опытом; 3) к сожалению, часто и сами конференции организованы крайне нелепо: масс выступающих, первые выходят за рамки регламента, а последние вообще не успевают сделать свои сообщения. При такой организации теряется главные проблемы данной конференции, т.к. докладчики их просто не успевают представить, а участники не в состоянии «проникнуться» этими проблемами и как-то обсудить их… Быть может, грамотно организованное непрерывное образование сможет как-то компенсировать нелепость многих научно-практических конференций?! Но и здесь важно самоопределиться в смыслах и возможных эффектах такой работы. 8.Проблемы профессиональной подготовки в системе опережающего образования: 1) близкие проблемы возникают и в системе опережающего образования (см. выше - проблемы непрерывного образования); 2) особенность опережающего образования в том, что обсуждаются проблемы и методы работы, которые пока еще не столь актуальны и не столь востребованы, но могут оказаться очень важными (даже решающими) в ближайшей перспективе; 3) опережающее образование предполагает культуру прогнозирования, в основе которой – готовность размышлять на глобально уровне, т.е. рассматривать общие тенденции развития данной отрасли (или данной науки) и всей социально-экономической ситуации в регионе, в стране и в мировой перспективе; 4) к сожалению, такое проектирование будущего сейчас не является популярным (и официально одобряемым) среди педагогов и психологов-преподавателей, хотя можно предположить, что страна в целом (и система образования), в частности, давно созрела для перемен. Если это не обсуждается на «низовым уровнях» (в учебных аудиториях, например), то любые реформы будут малоэффективными… В этих условиях конкретные преподаватели могут по свое инициативе находить время для подобных рассуждений со слушателями… 9.Проблемы трудовой и профессиональной подготовки в системе дополнительного образования: 1) можно выделить: дополнительное профессиональное образование (включая и освоение смежных профессий) и дополнительное общее образование (включая расширение своего общекультурного кругозора и освоение разных видов досугового труда); 2) главная проблема – значительная коммерциализация дополнительного образования…; 3) можно предположить, что для многих видов деятельности дополнительный труд станет своеобразной компенсацией примитивности выполняемой работы. Например, многие виды офисной деятельности не отличаются высокой креативностью (отсюда, знаменитое – «офисный планктон»). И тогда, возможно, когда-нибудь сами работодатели захотят вкладывать средства в дополнительное образование своих сотрудников, чтобы избежать «профессиональных деструкций» (как следствие многолетней однообразной работы – по Э.Ф.Зееру); 4) важно определиться со смыслами дополнительного образования, которые следует увязывать не только с профессиональными перспективами, но и с перспективами жизненного и личностного развития. Заметим, что и на данном развитии субъекта труда проблемы самоопределения являются достаточно значимыми (если не определяющими)… 5) другая проблема – не всегда современные работодатели заинтересованы в том, чтобы сотрудники обладали большим образовательным и общекультурным потенциалом («чтобы не были умнее начальства»)… И тогда, сами работники должны заботиться о том, чтобы не деградировать в труде, а это возможно в том числе, и через самообразование. Хотя лучше, когда и власть и работодатели все же заботятся о развитии важнейшей качественной характеристики человеческих ресурсов страны – о повышении уровня образования и общей культуры населения. Но в понимании этого им надо еще помочь. 10.Основные выводы и рекомендации: 1) Профессиональное развитие (развитие субъекта труда) неразрывно связано с проблемой профессионального, жизненного и личностного самоопределения личности, поскольку задает векторы развития и гармонизирует учебную деятельность с будущей жизнью и профессиональным трудом. Основная рекомендация - учитывая недостаточное развитие профессиональной ориентации на разных уровнях развития личности, важно поднять научный статус проблемы профессионального самоопределения, что позволит повысить и практический статус (проводить эту работу более осмысленно и эффективно). 2) Уровень развития современных детей, подростков и молодежи позволяет им легко осваивать многие виды деятельности, особенно, связанные с компьютерными технологиями. Но на разных этапах развития существуют свои «сенситивные периоды» мотивационной и интеллектуальной готовности к освоению разных видов труда. Рекомендация – необходимо стимулировать научные исследования такой готовности и на этой основе разрабатывать специальные обучающие программы, а также – программы профориентационной работы с разными возрастными группами. При этом можно учитывать и развивать творческую готовность как в плане подготовки к определенным идам профессионального труда (например, на базе кружков с участием студентов и работников организаций), так и в плане творческого планирования перспектив своего развития (например, с участием психологов-профконсультантов и родителе учащихся). 3) Существуют различия в деятельности дошкольника и школьника, студента и работающего специалиста. Соответственно, следует различать: субъект учебной деятельности (дошкольный и школьный возраст), субъекта учебно-профессиональной деятельности (колледж и вуз, а также - частично и школа). При этом, именно формирование субъекта профессионального самоопределения позволит увязать (гармонизировать) эти разные виду деятельности, придавая им смысл в контексте целостных представлений личности о своей жизни и карьере. Напомним, что главная проблема ля многих школьников (а нередко и для студентов) выражается в вопросе: «а зачем мне нужны эти знания?»… Рекомендация – различать эти разные виды субъектности и, одновременно, не утрачивать их взаимосвязи. При этом в качестве особого интегрирующего вида субъектности рассматривать «субъекта самоопределения (профессионального, жизненного и личностного)». Заметим, что самоопределение рассматривается как высший уровень ориентировки (соответственно, профессиональное самоопределение – как высший уровень профориентационной работы со школьниками), а само понятие «ориентировка» является центральным в теории П.Я.Гальперина признается многими отечественными психологами и педагогами (В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, О.А.Карабановой, А.Н.Леонтьевым, А.И.Подольским, Н.Ф.Талызиной) одним из самых перспективных, но, к сожалению, не до конца разработанным. А, по мнению Е.А.Климова, «ближе всех к профессиональной ориентации оказывается как раз теория П.Я.Гальперина»… 4) Важнейшим условием повышения эффективности подготовки будущих субъектов труда являются квалифицированные и увлеченные своим делом преподаватели и воспитатели, работающие на разных уровнях такой подготовки. Поскольку условия труда самих преподавателей и воспитателей (зарплаты, бюрократизация образовательного процесса и т.п.) в современной ситуации вряд ли получится существенно изменить к лучшему, возникае6т проблема специального отбора и подготовки будущих преподавателей к эффективной деятельности даже в таких условиях. Рекомендация – при отборе и подготовке преподавателей и воспитателей особое внимание уделить ценностно-смысловым аспектам их обучения и будущей работы. В идеале они должны демонстрировать для своих учеников пример специалистов, для которых воодушевленность творческим трудом становится важнее примитивных благ и самоутверждения, а основой их чувства собственного достоинства должны стать гордость за то, что несмотря ни на какие трудности, они выполняют свою образовательную и культурную миссию… 5) При подготовке субъекта труда на разных уровнях недостаточное внимание уделяется рассмотрению реальных проблем, связанных с будущих обучением и с будущей работой. Прежде всего, это проблемы коррумпированности, вопиющей несправедливости оплате труда (даже в государственных организациях), «вынужденного» нарушения законов и моральных норм, особых взаимоотношений с не всегда воспитанными коллегами и руководителями и т.п. К сожалению, такие проблемы и варианты достойного и эффективного поведения в подобных проблемных ситуациях Рекомендация – создавать условия для рассмотрения проблемных вопросов в ходе подготовки будущих субъектов труда: включать такие вопросы в учебные программы, в учебные пособия и т.п. При этом важно помнить, что и здесь необходимо чувство меры, т.е. важно обсуждать саму проблему, но не конкретных людей (это дело правоохранительных органов). Также важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, школьников и студентов. Например, в работе с дошкольниками и учащимися начальных классов поменьше касаться этих проблем (отношение к труду должно быть больше оптимистичным). Но уже со старшеклассниками и студентами реалистичности и критичности должно быть больше, т.к. в том возрасте многие сами об этом задумываются и главное – морально поддержать таких ребят, чтобы от отчаяния они сами не превратились в аморальных специалистов (и, тем более, – в преступников, которые презирают «трудовую мораль»)... 6) Недостаточное внимание к проблеме слабой преемственности при подготовке субъекта труда на разных уровнях его развития объясняется отсутствием продуманной кадровой политики (системы управления человеческими ресурсами страны). При этом важнейшим «связующим звеном», пронизывающим все уровни подготовки полноценных граждан страны и развития квалифицированных субъектов труда является профориентационная работа, обеспечивающая учебную и трудовую мотивацию, а также задающая вектор и смысл такого развития. Заметим, что все чаще на региональных и всероссийских конференциях поднимаются подобные вопросы. Все чаще такие конференции стали проводится и все чаще на них можно встретить высших должностных лиц данного региона… Рекомендация - поскольку связующим звеном здесь могла бы стать профориентационная проблематика, то именно развитие профориентационного направления становится важнейшим условием решения многих образовательных и воспитательных проблем. При этом педагоги, психологи и профконсультанты должны постоянно (настойчиво, корректно и обоснованно) давать свои предложения по созданию системы профориентационной работы. А со сторон научного сообщества важно оказывать всестороннюю поддержку развитию профориентационной проблематике (или проблематике профессионального самоопределения, или поддержке в профессиональном самоопределении)… Здесь перспективными могли бы стать исследования «сквозных» проблем (актуальных на разных этапах развития субъекта труда): «роль семьи в формирования субъекта труда», «взаимодействие образовательных учреждений и семьи в формировании субъекта труда», «роль самого профконсультанта и его готовность помогать на разных этапах карьеры» и др. 7) Учитывая многообразный опыт формирования будущих субъектов труда (как отечественный, так и зарубежный), не следует ориентироваться в этой работе только на один какой-то подход. Тем более, что этот разнообразный опыт еще не достаточно изучен и обобщен. Рекомендация – создавать условия для изучения и обобщения разнообразного опыта на разных уровнях развития субъекта труда. При этом разнообразие теоретических и практических подходов не должно противоречить существующих в современном образовании традициям, а также – интересам развивающейся личности и общества. Со стороны научного сообщества следует повысить статус подобных исследований и поощрять специалистов, занимающихся данной проблематикой. 8. Значительным препятствием развития системы развития субъекта труда является отсутствие продуманных критериев эффективности, адекватных разным этапам становления будущего труженика. Рекомендации: 1) совершенствовать традиционные критерии эффективности (соотносимые с содержанием общего и профессионального образования); 2) разрабатывать новые критерии эффективности, соотнесенные с готовностью школьника, студента и уже работающего специалиста планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития в контексте социо-культурного развития страны, конкретной отрасли и своей профессии…Это важно не только для педагогов и психологов (или дл проверяющих), но и дл самого ребенка… Это будет иметь и воспитательный эффект (развитие готовности видения себя в контексте развития страны и ее экономики);