ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Пряжников Николай Сергеевич – доктор пед.н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (УЧР) 1.Понятие «человеческие ресурсы»: Это все население страны, включая детей и пенсионеров (по всем возрастным группам); Также это и не родившееся население, но прогнозируемое…; Реально можно включить сюда и мигрантов (как реальных, так и прогнозируемых…); Люди, население – это важнейший ресурс любой системы («главное богатство любой страны»)! Трудовые ресурсы – это люди трудоспособного возраста, имеющие определенную готовность к труду; 2.Основные характеристики человеческих ресурсов: Главные количественные характеристики трудового ресурса: - численность; - воспроизводство населения (параметры прироста, убыли и т.п.); - структура населения (по половозрастному признаку, распределение по регионам, по отраслям и т.п.); Главные качественные характеристики человеческого ресурса: - здоровье; - образование; - мотивация… 3.Сушность управления Суть любого управления – создание условий для максимальной самореализации людей (подчиненных) на общее благо; Для максимальной самореализации как раз и нужны образование, здоровье и мотивация – и этим надо управлять (это не должно развиваться стихийно)! Создание условий предполагает (на примере организаций): - содействие развитию и образованию людей; -отбор наиболее талантливых; - помощь в продвижении наиболее талантливых и перспективных; - своевременные кадровые перемещения (ротации); - работа с кадровым резервом; - создание реальной конкурентной среды в организациях и в обществе; -справедливое вознаграждение по заслугам перед обществом и др. Все перечисленное очень близко к основным направлениям профориентационной работы (или к направлениям кадровой работы); 4.Главный позор («приговор») для любого руководителя: - это когда в коллективе, организации, регионе и даже стране есть много талантливых и активных людей, но… занимаются они «черт знает чем» (склоками, воровством, пьянством, увеселениями, компьютерными играми…; - например, в стране самые богатые природные ресурсы, достаточно образованное население, когда нет войны, не нужно «кормить» сомнительных друзей и т.п., но страна не развивается….; - часто и говорят: «страна дураков»! - и относится это, естественно. не к руководителям, а к элитам общества… 5. Развитие УЧР – как смена ценностей: - в основе любой организации – организационная культура, основанная на системе ценностей организации; - важно, насколько эти ценности значимы для руководства и для персонала; - в основе развития организации – это развитие оганизационной культуры, т.е. принятие работниками на личностном уровне ценностей организации и реализация этих ценностей в своем труде; - интересно, у подростка и взрослого человека именно смена ценностей – также важнейшее условие и личностного и профессионального развития; - еще интереснее, что и применительно к обществу, именно смена ценностей – основа социо-культурного развития (недаром говорят, что «любая реформа, кроме моральной, не имеет никакого смысла»!); - соответственно, этими процессами и нужно управлять - вообще, главный предмет труда любого руководителя – это люди (подчиненные), и их готовность к труду; - а сам труд выполняет каждый работник на своем рабочем месте; - и как уже отмечалось, задача руководителя – создать условия, побуждающие к эффективному труду… По сути, любой руководитель – это профориентатор!!! Только не все руководители сами это понимают. – Значит, надо им в этом помогать (корректно просвещать)… 6. Система управления Важность цели в любой системе. Глобальная цель УЧР – создание условий для развития полноценных граждан страны: - сама полноценность – это не только формальное «гражданство», но и вклады вобщество; - сами вклады будут более значительными, если у человека сть образование, здоровее и мотивация… - и всем этим надо управлять… Цель конкретизируется в основных задачах и направлениях работы. Важность координирующего центра, в частности, применительно к управлению человеческими ресурсами. 7. Важность критериев эффективности системы: Сами критерии производны от целей и задач. Проблема: каковы критерии успешного развития страны и ее человеческих ресурсов? – К сожалению, часто такие вопросы даже не ставятся, или мы пользуемся критериями зарубежных агентств (с их сомнительными рейтингами развития разных стран, университетов и т.п.)… Для России важна идея, но ее нет. - точнее, есть идеи, но они сомнительные (дискредитированные)…; - сами идеи – «выше» целей; - например, обозначенная ранее глобальная цель – «формирование полноценных граждан» – но для чего?... - сами идеи близки к смыслу системы (и смыслу управления системами); - часто важен не сам смысл, но процесс поиска смысла; - возможны разновариантные смыслы: гордость за свою страну, за ее вклад в мировую культуру и т.п. - в перспективе возможен выбор наиболее достойного смысла; - идея близка к миссии системы… 8. Понимание профориентации: Упрощенное понимание профориентации: - «проведите на мне тестик и скажите, к какой профессии я подхожу»; - научите меня обойти моих конкурентов («формирование конкурентоспособной личности»); - «помогите мне устроиться на работу, я готов заплатить»… Сам клиент понимается как человек, не способный к выбору, не являющийся субъектом самоопределения и не готовый мыслить глобально (и часто ориентированный только на «бабло»)... Да и сами профконсультанты часто понимаются как специалисты п тестированию и информированию, но не как «посредники» между самоопределяющейся личностью и социумом (и тем более - культурой). 9.Более современное понимание профориентации: Это комплексная, системная помощь человеку в профессиональных выборах и планировании перспектив своего развития. Комплексность предполагает работы по рзным направлениям: - профинформация; - профдиагностика; - морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности; - помощь в принятии решения (в выборах); - помощь в планировании перспектив развития личности… Системность предполагает взаимодействие всех социальных институтов, которые могут помочь личность самоопределиться в мире профессий и в пространстве социума: - это школа, семья, учреждения профессионального образования, организации, учреждения здравоохранения, СМИ и т.п. Высший уровень профориентации – формирование субъекта самоопределения, способного самостоятельно и осознанно решать свои карьерные задачи: - важно не только заинтересовать (озадачить) клиента, но и научить… 10. Профориентация и профессиональное самоопределение: Сущность профессионального самоопределения – поиск смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности: - важен не только результат (найденный смысл), но и сам процесс поиска смыла; - процесс связан с развитием самоопределяющейся личности; - в основе личности – систем ценностей (само развитие – это переход к новой системе ценностей и смыслов); - важно согласование (гармонизация) личных смыслов и смыслов общественных (не только «брать», но и «давать» обществу, т.е. «личностно вкладывать себя в культуру»…); - и как раз здесь согласуются цели самоопределяющейся личности и цели управления человеческими ресурсами (формирование полноценных граждан)! 11. Профориентация как система Система профориентации также предполагает цель – например, формирование субъекта профессионального самоопределения (см. выше). Система предполагает координирующий центр: - координация на разных уровнях (федеральном, региональном, окружном…); - желательно, чтобы деятельность такого центра согласовывалась с кадровой политикой страны, региона, города…; - только тогда статус центра будет высокий, а вся работа - эффективной (пример конца 80-х гг. в СССР). Система включает в себя все социальные институты, которые могли бы участвовать в достижении целей профориентации и работать на главные цели УЧР. 12. Проблема взаимодействия в системе профориентации. В основе взаимодействия: - нормативно-правовая база; - мотивация всех участников системы… Сущность взаимодействия: - уточняется общая цель (в дискуссиях, компромиссах); - общая цель разбивается на задачи и направления работы; - эти задачи распределяются между всеми участниками системы; - периодические взаимоконтроль и взаимокоррекция работы (при участии координационного центра); - также важная роль критериев эффективности (применительно к главной цели, к каждой конкретной задаче и к каждому социальному институту, участвующему в профориентационной работе). 13. Проблема готовности к взаимодействию: Важно формировать у педагогов и психологов готовность к взаимодействию с руководителями разного уровня: - включение в учебные программы подготовки педагогов и психологов по основам менеджмента; - формировать у них лидерские качества (преодоление страха перед начальством) – и для этого у педагогов есть основа (они не боятся своих классов)… При подготовке управленцев: - включать в учебные программы курсы по профориентации; - делать акцент на ценностно-смысловых аспектах их будущей управленческой деятельности, а не только на получение прибыли… 14. Взаимодействие и псевдо-взаимодействие: Примеры псевдо-взаимодействия: - работа по схеме «латания кадровых дыр» (например, срочно всех агитировать в рабочие, или всех – в малый бизнес и т.п.); - работа по схеме ярких и показушных «мероприятий»; - параллельная работа (когда одни и те же методики проводятся разными людьми и повторяются в школе неоднократно); - ориентация н ложные цели, на формальные показатели отчетности (например, сколько школьников пошли после профильной школы в профильные вузы)… К сожалению, реальной системы профориентации пока в России нет, хотя на региональном уровне прообразы таких систем вырисовываются. К сожалению, нет и реальной системы Управления человеческими ресурсами на уровне всей страны… 15. Проблема системного мышлении (видения) конкретных профконсультантов и руководителей учреждений, которые являются потенциальными элементами системы УЧР: Вероятно, надо начинать с руководителей (просвещать их)… Но кого послушают эти руководители (мы ведь – мелкие сошки, жалкие людишки с копеечными зарплатами, «вшивые профессора»…)? Примеры выхода на высший уровень с предложениями о создании системы профориентации на уровне всей страны: - обращение к хорошей девочке («давайте сделаем заявку на проект…»); - письмо к Президенту РФ В.В.Путину…; - «креативный мальчик» на совещании по перспективам развития профориентации в Ханты-Мансийске («главное в профориентации и в образовании – выполнять запросы работодателей» - мой пример на корпоративе в г. Сочи)… Печальный вывод: власть (правящий режим) пока еще не готова к решению (даже к постановке, к пониманию) таких управленческих проблем… 16. Возможные дальнейшие действия по созданию системы профориентации (с комментариями): Варианты: - впасть в отчаяние («опустить руки» и перестать заниматься «глупостями»); - пойти на некоторые «компромиссы» с властью (и ее представителями, типа, «хорошими девочками» и «креативными мальчиками»); - продолжать «просвещать» власть («биться головой…»); - решать проблемы на своем (доступном) уровне, т.е. формировать системное мышление у реальных педагогов и психологов-профконсультантов, а также – у самоопределяющихся школьников, их родителей, у взрослых клиентов… Важно всегда быть готовым к серьезным разговорам о создании системы управления человеческими ресурсами и включения в эту систему профориентационой работы: - а вдруг власть обратится к этой теме? А мы не готовы…; - также важно иметь позитивный опыт системной работы хот бы на уровне отдельных городов и регионов. - кстати, в Ханты-Мансийске я впервые увидел на конференции по профориентации губернатора края и она сказала: «Наверно, это несколько крамольно, но я считаю проект Концепции по развитию профориентации… одним из наиболее важных документов…». А ведь это - вторая по влиянию женщина в РФ…; - это оставляет надежды, т.е. можно и нужно быть оптимистом! 17. Проблема формирования системного мышления у педагогов и профконсультантов: Варианты воздействия на умы практиков: - в вузах, на курсах повышения квалификации; - на конференциях, круглых столах; - через учебные и методические пособия… 18. Реальные сложности формирования системного мышления у пеагогов и психологов-профконсультантов: - не все морально готовы работать на таком уровне (побаиваются); - есть реальные риски, что начальство и родители школьников «не так поймут» педагогов и профконсультантов («как можно так говорить о России и о ее руководителях»…); - несовершенство обучающих программ по профориентации (больший акцент на профдиагностике, на профинформировании, но не на активизации размышлений и переживаний…); - недостаток времени на полноценные размышления и дискуссии в учебных аудиториях (как школьных, так и вузовских)… Но есть и отклик среди части педагогов и психологов: - особенно, на эмоциональном ровне (но это скорее – «выпускание пара»); - соответственно, проблема – как перевести эмоции на уровень конструктивных и реализуемых предложений. 19. Проблема формирования системного мышления самоопределяющихся клиентов: Это готовность клиента (школьника, его родителя, взрослого специалиста…) видеть свои перспективы в контексте перспектив развития России. Это не только готовность к успешной личной карьере, но и готовность быть полноценным гражданином своей страны: - когда даже рядовой гражданин готов «управлять государством» (на референдумах и т.п.); - а также своим профессиональным трудом менять страну к лучшему…; - даже в условиях, когда власть недопонимает важности управления человеческим ресурсом; - здесь сам человеческий ресурс (хотя бы небольшая его часть) должны учиться управлять собой (на благо страны), быть может, подавая пример и нашим вождям… 20. Перспективные методы формирования системного мышления у самоопределяющихся школьников и взрослых клиентов : - профориентационные игры с классом (актуализация проблем самоопределения, но не их решение); - игровые упражнения для работы с группой в 12-15 человек (навыки решения определенных профориентационных задач); - схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения (с задачами-ситуациями); - карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»); - карточные профконсультационные игры для индивидуальной работы и работы с микрогруппой в 3-5 человек (моделирование все жизни и трудностей на пути достижения успеха); - карточно-бланковые игры с классом (школьники – в позиции экспертов); - бланковые игры с классом (с моделированием ценностно-нравственных аспектов самоопределения); - активизирующие опросники (в контексте работы с тестами активизация субъектной позиции школьников, т.е. важен не столько диагноз, сколько активизация); - игры дискуссии (для формирования навыков культурной дискуссии по сложным проблемам самоопределения и развития российского общества)… СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!