![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В настоящее время зоопарки мира достигли значительных успехов в деле сохранения животного мира. Охрана редких видов животных и растений представляет собой только часть проблемы сохранения генофонда живых организмов на Земле. В свою очередь, охрана беспозвоночных выделяется в качестве самостоятельной задачи в связи с тем, что уже сейчас многие из них находятся под угрозой исчезновения. Утрата каждого вида оборачивается невосполнимой потерей для человечества, потому как мы теряем его не только как объект хозяйственного использования или научных исследований, но и как составную часть механизма биогенной массы. В отличие от позвоночных, охрана отдельного вида беспозвоночных животных является весьма проблематичной. Здесь необходимо применение мер комплексной охраны. Один из основных путей охраны — просвещение и образование всех слоев общества. Так как, не смотря на то, что мы живём в «золотой век» прогресса и просвещения, у большинства людей знания о беспозвоночных находится на достаточно примитивном уровне. В нашем случае мы, как профессиональные педагоги, обратили свое внимание на образование детей. Наш многолетний опыт проведения занятий для разных групп детей выявил многие интересные аспекты и закономерности в деле формирования коллекции беспозвоночных. Особенности разных групп детей предполагает развитие коллекции в совершенно разных направлениях. И если для дошкольников и школьников вопрос сводится к видовому разнообразию (разнится только уровень подачи материала), то для детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, животные подбираются исходя из возможностей и потребностей детей. В нашей практике встречаются дети с абсолютно разными заболеваниями. Многие из них имеют помимо основного, множество сопутствующих диагнозов. В связи с этим важно не только грамотное формирование коллекции живых беспозвоночных, но и методики преподнесения образовательного материала. Мы пришли к пониманию того, что информация должна быть не только услышана, но и обработана в правильном русле. Поэтому наша работа базируется “на трех китах”. Первый – животные должны быть в безопасности. Ни при каких обстоятельствах животные не должны пострадать. Второе – развитие тех возможностей здоровья ребенка, которые у него наиболее развиты. С нашей точки зрения нужно не подстраиваться под то, чего нет, а развивать, то, что в наличие. И третий – обратная связь. С любым человеком должна быть обратная связь. Мы обязательно выясняем, что усвоено. Иначе это “игра в одни ворота”. Отдельным эшелоном идут дети, которые попали в трудные жизненные ситуации (сироты, дети наркозависимых и т.п.). Зачастую это «колючие», но удивительно любознательные и добрые дети, которые с жадностью впитывают информацию. Для них мы разрабатываем интерактивные программы, делая акцент на общественных насекомых, как прототипах взаимодействия и создания социальных связей, в которых ребята зачастую испытывают трудности в жизни. Просветительная работа проходит в большинстве случаев с аудиториями, где количество детей может быть 10, 20 и более человек. В таких случаях подойти к каждому невозможно. Мы используем на занятиях сюжеты произведений всем известных сказок, рассказов или стихотворений, которые ложатся в основу занятия (как правило, в мультипликационном формате). Это объединяет детей и дает возможность взглянуть на всем известные произведения с другой (биологической) точки зрения. В работе используются самые разные методики - в зависимости от темы занятия, его цели и конкретно поставленных задач. Из методов, в основе которых лежит способ организации занятий, используются следующие: Из словесных методов приоритет отдается беседе. Превалирующими являются «наглядные» методы, причем используется всё их разнообразие: — наблюдение за животными, их рассматривание, сравнение с другими; — показ иллюстраций; — показ видео- сюжетов. Также активно применяется тактильное взаимодействие – в соответствующих случаях показаний для детей с ОВЗ. Используется комплекс методов, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративные методы – педагог доносит до ребят готовую информацию, практикуются обычно в начале занятия; - частично-поисковые – в игровых формах ребята участвуют в коллективном поиске ответов на вопросы, поставленные педагогом; - исследовательские, на которых основано выполнение многих практических заданий, когда дети, наблюдая и изучая объекты живой и неживой природы, учатся анализировать свои ощущения и делать выводы. Среди форм проведения занятий преобладают: занятие-игра, занятие-сказка, викторины, конкурсы, практические занятия. В каждом занятии сочетаются разные формы и методы работы, что облегчает усвоение материала программы. На положительные результаты данной работы указывает все возрастающий интерес детей и взрослых к беспозвоночным. Ребята не только с удовольствием наблюдают за животными, но и пишут исследовательские работы. Некоторые делают первые шаги по содержанию животных в домашних инсектариях и популяризируют бережное отношение к окружающей среде в целом. Нам важно сделать акцент на воспитании личности и раскрыть талант каждого ребенка, используя отдельные приемы и отбирая подходящие технологии. Как уже не раз было доказано, общение человека с животными всегда имеет положительную динамику для эмоционального психофизического состояния, способствует развитию ответственности, проявления заботы и внимательности к чужой жизни. Возможность лично прикоснуться к миру живой природы в условиях современного образования является пока редкостью, что еще раз подчеркивает необходимость развития и проведения данных программ.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Презентация | Bagaturov&Bagaturova.2019.Варианты использования коллекции живых беспозвоночных в образовательных целях | V_nastoyaschee_vremya_zooparki_mira_dostigli_znachitelnyih_… | 17,4 МБ | 13 января 2020 [bbigmojo] |