ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Бодхисаттва-андроид Minder из храма Кодайдзи в Киото и традиции буддийской пластики Влияние японского культурно-религиозного контекста, в первую очередь синтоизма и буддизма, на восприятие робототехники уже подробно исследовано. В этом докладе ставится цель рассмотреть точки пересечения именно традиции буддийской пластики и создания антропоморфных роботов на примере андроида из храма Кодайдзи в Киото (официально представлен в феврале 2019 г.). В самом общем смысле, как создание буддийской статуи, так и конструирование робота-андроида — это создание для определенных целей искусственного тела «по человеческому подобию». «Тело» статуи специальным образом конструируется (в нее вкладываются священные артефакты), чтобы сделать ее идеальным передатчиком между миром будд и людей. Но даже создание оболочки статуи часто было техническим чудом своего времени (например, статуя Большого Будды Тодайдзи). В древнекитайских текстах есть даже свидетельства о механизированных статуях, но впоследствии буквальное движение оказывается излишним. «Агентность», активная природа, казалось бы, неодушевленного мира (и статуй, в том числе) основываются на учениях о сущности тела, о способности всех материальных объектов «становиться буддами» и др. Действительно, ожившая статуя — один из самых частых тропов японских буддийских легенд, но даже в современном японском обществе статуи в восприятии многих людей наделяются признаками живых существ (характер, способность чувствовать и др.). В свете этих и некоторых других аспектов, появление в буддийском храме бодхисаттвы-андроида кажется логичным продолжением традиции «квази-роботов», т.е. буддийской скульптуры.