ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В развитии мексиканской левой работники высшей и средней школы сыграли крайне важную роль, возможно, большую, чем в других странах Латинской Америки. Еще в XIX в. ряды либеральных политиков формировались из преподавателей педагогических училищ и средних государственных школ, в которых происходили процессы становления политической самоидентификации, в том числе по линии противопоставления с церковным и элитарным университетским образованием. В годы мексиканской революции фигура школьного учителя, поддерживающего «национал-революционную» идеологию конституционализма или, напротив, выступающего за местный вариант революционной практики под эгидой харизматического лидера, во многом определял повседневную интеллектуальную жизнь страны. «Постреволюционный» период развитие отличался большой активностью мексиканских учителей в деле профессиональной организации, предъявлении государству своих экономических требований, которое органично дополняло деятельность профсоюзов промышленных рабочих, аграрных лиг, мелких предпринимателей, что, в конечном счете, привело к возникновению в 1949 г. Национального профсоюза работников образования (SNTE). Поддерживая официальную линию «конституционного авторитаризма» Институционно-революционной партии, организация обеспечивала защиту прав учителей, однако по мере эволюции политической системы Мексики утрачивала свое влияние. В результате в 1979 г. возник альтернативный Национальный координационный центр работников образования (CNTE). Он стал выразителем интересов малоимущих слоев населения, включая самих учителей, страдающих от проблем отсутствия работы и неравномерного распределения социального вспомоществования со стороны государства. Сами учителя, особенно из труднодоступных районов, часто оказывались дискриминированной категорией. В южных и отчасти центральных штатах Мексики деятельность CNTE приобрела особенно значение по мере углубления раскола страны на относительно благополучные и отсталые штаты. Самой заметной она стала в штатах Мичоакан, Герреро и Оахака. В последнем CNTE стал активно поддерживать местную автономистскую традицию, став одним из двигателей движения за Народную ассамблею народностей Оахаки в 2006 г., выступая с позиций «партиципаторной» демократии. Организация превратилась во влиятельного лоббиста и непростого переговорщика, подчас вынуждая государство к серьезным уступкам. В настоящем докладе будет исследована роль традиций в методах борьбы CNTE, который он пытается применять в национальном и локальном масштабах, адаптируясь к изменениям государственной политики, а также отношения с SNTE. Это важно в связи с благожелательным настроем нынешнего правительства Мексики по отношению к его требованиям о полной отмене всех пунктов «неолиберальной» образовательной реформы 2013 г. Мы рассмотрим действия руководства CNTE в контексте государственной программы улучшения образования в Мексике, отделяя объективные задачи от корпоративистских интересов.