ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Название доклада образовано по одноименному произведению Н.А. Бердяева «Назначение человека». В этой работе Н.А. Бердяев не только ставит человека в центр философской мысли о себе, но из него и посредством него открывает взгляд, собственно, на бытие, каким оно посредством человека открывается. В этой парадоксальной связи человека и бытия заключена сила манифестации человека в мире. Этот мир не есть какой-либо объект. И тем более объектом не может быть человек. Поэтому философия расходится с наукой, ибо последняя практикует объективирующее мышление. Мыслить объективно, значит, в своем пределе, - мыслить в не связи с тем, что мыслит человек. Но философия, по мысли Н.А.Бердяева не наука, она мыслима не вообще, но из человека и посредством него. Для философии бытие есть дух, а для науки - есть природа. Дух не подлежит объективация, т.к. в нем нет объекта познания. В своем пределе дух познается из человека и человеком. И только в этом случае возможно говорить о смысле. Смысл есть подлинная область философии, но не знание, так как смысл нельзя сделать предметом познания, предметом науки, его нельзя оцифровать, размножить. Он неделим, он целостен. В своей полноте он может быть дан лишь исключительно человеку. Сфера смыслов есть сфера философии, есть сфера мудрости. Мудрость не может быть помещена в базу данных. Мудрость есть высшая сфера обнаружения человека в самом себе, в свое максиме. В своей богочеловечности. Конец мудрости означает конец философии. Конец философии означает конец человеку. Поэтому философия не может быть иной кроме как философской антропологии.