ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Наш доклад посвящен проблеме религии в трудах известного русского психолога, одного из основоположников психологии личности и индивидуальных различий Александра Федоровича Лазурского (1874 – 1917). Развитие его взглядов представляет собой интересный пример движения от чисто медицинских и психологических проблем в сторону исследований религии и явлений культуры. Мы рассматриваем его подход к проблемам психологии религии в связи с его общепсихологическим учением, понятием о личности, ее эндопсихических и экзопсихических особенностях, а также в связи с разработанной Лазурским совместно с С.Л. Франком программой исследования личности в ее отношениях со средой. В докладе мы начинаем с определения того, какое место в этой программе отводится анализу отношения человека к религии, а далее останавливаемся на основных характерных чертах религиозной личности и показываем место религиозного чувства в системе человеческих чувствований (как и многие психологи того времени, Лазурский рассматривает религиозное чувство в качестве одного из высших идейных чувствований). Отсюда мы переходим к вопросу о том, каковы, по Лазурскому, основные характеристики религиозного сознания (ясное и отчетливое представление об объекте веры и эмоционально насыщенный характер). В рамках классификации личностей, разработанной психологом, нами рассматриваются общие типы, в рамках которых он анализирует подтипы религиозных личностей (на среднем и высшем уровнях классификации). По мысли Лазурского, основной момент в религии – особого рода чувство, на котором зиждется религиозная вера. Это чувство придает религиозной вере качественную специфику по сравнению с нерелигиозными видами веры. Религиозную веру отличают повышенная интенсивность переживаний и образный характер. Последний элемент позволяет отметить некоторые черты сходства религиозного и художественного сознания. Однако религиозная вера у Лазурского не сводится только к эмоциональной стороне. Немалую роль в ней играет и волевой компонент. Сплав чувства и воли, эмоционально-волевой процесс – вот что такое религиозная вера в представлении Лазурского. Вера побуждает нас к действию. Но конечным основанием такого действия является сознание высшей ценности и признание ее связи с земной действительностью. В этом плане в позиции Лазурского обнаруживается интересная параллель с идеями Гаральда Геффдинга, известного немецкого философа и психолога религии начала XX века. Подход Лазурского может быть успешно применен и в настоящее время в рамках исследований по психологии религиозной личности, а также может быть задействован в курсах по психологии религии, истории религиоведения и философии религии. По теме доклада подготовлена статья.