ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Модератор секции 2 "Практика регионального, отраслевого и корпоративного стратегирования", на которой выступило 14 участников с докладами, а также в дискуссии выступали представители компаний из Кузбасса, Кемеровского государственного университета и представители Республики Узбекистан. На данном слайде указаны глобальные тренды, которые оказывают значимое воздействие на отрасль водоснабжения Узбекистана. Изучение трендов, связанных с изменением климата, ухудшением экологической ситуации, усилением межгосударственной конкуренции за водные ресурсы, указывает на возрастание дефицита поверхностных и подземных вод. Одновременно сложился тренд увеличения спроса на воду, вызванный ростом населения в Республике, расширением сельскохозяйственного и промышленного использования воды. СЛАЙД 4. Из слайда 4 мы видим, что основным потребителем водных ресурсов является аграрный сектор. Однако вышеперечисленные тренды, а также внедрение новых технологий полива, выращивание новых культур, будут способствовать снижению относительной доли потребления воды сельским хозяйством. Тем не менее, несмотря на внедрение новых технологий в сфере водосбережения в сельском хозяйстве, в опреснение и очистке воды, нужны новые решения, которые позволят создать сбалансированную систему жизнеобеспечения на длительную перспективу. Такое решение связано с централизацией управления отрасли водоснабжения и водоотведения. Это позволит повысить качество жизни граждан и улучшить состояние окружающей среды, обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиционных ресурсов. Следует отметить, что данная рекомендация Центра стратегических исследований МГУ уже была имплементирована в жизнь – в конце 2019 года был подписан Указ Президента Республика Узбекистан о мерах по совершенствованию управления водными ресурсами Республики Узбекистан для улучшения качества и надежности обеспечения населения питьевой водой, который создавалась акционерное общество «Узсувтаъминот». Данная компания консолидирована различные областные водоканалы. В тоже время, небольшие частные компании в отрасли продолжили независимое существование. СЛАЙД 5. На слайде 5 представлены проблемы системного характера в отрасли водоснабжения Республики Узбекистан. Существующая в Узбекистане концепция развития водоснабжения и водоотведения в недостаточной мере опирается на стратегическое видение. Она не учитывает динамику численности населения, генеральные планы развития городов и поселений, опережающие темпы модернизации отраслей экономики Узбекистана. Обсуждения с руководством компаний отрасли показали, что компании водоснабжения Узбекистана сосредоточены на латании дыр, осуществлении новых дорогих проектов за счет иностранных займов или средств бюджета, в то время как сами проекты выбираются не-системно. Сверхнизкие тарифы не способствуют повышению эффективности водо-снабжающих организаций. Повышение тарифов – ключевой элемент повышения эффективности предприятий водоснабжения. В тоже время, учитывая, что тарифы на воду устанавливаются государством, а не акционерным обществом «Узсувтаъминот», следует быть реалистичным. Финансовая стратегия в среднесрочной перспективе не может опираться исключительно на доходы за услуги водоснабжения и водоотведения от населения и компаний, но также необходимы субсидии от государства которые покрывают не только инвестиционные расходы, но и частично текущие расходы. В последние годы в Республике последовательно реализуются реформы в сфере недропользования. Приняты комплексные меры по рациональному использованию воды, обеспечению ее качества и безопасности. Тем не менее, должным образом не налажена координация деятельности государственных органов в сфере водных ресурсов. Все это также сдерживает привлечение инвестиций в отрасль. Вместе с тем, проводимые в Узбекистане реформы создают необходимые предпосылки для развития ГЧП, чему способствует принятый Закон «О государственно-частном партнерстве». В современных условиях особую актуальность приобрели задачи содействия устойчивому развитию водоснабжения и водоотведения, которые входят в число приоритетных направлений государственной политики. На этом фоне выявились недостатки и ограничения «традиционных» инструментов управления отрасли, которые не в полной мере отвечают современным вызовам. Например, недостаточно эффективен алгоритм принятия инвестиционных решений по проектам реконструкции и модернизации сетей и сооружений водоснабжения. Ситуация осложняется отсутствием разработанных и утвержденных схем водоснабжения. Производственные и инвестиционные программы формируются без учета стратегических приоритетов. Каждый инвестиционный проект осуществляется по разным схемам – в зависимости от требований инвестора. Так, мы сталкивались с ситуацией в Самарканде, когда одна компания начинала разрабатывать проектную документацию, определяла перечень необходимого оборудования, деньги международными организациями выделялись, а потом к проекту подключались другие инвесторы и процесс вернулся на круги своя. Ситуация выглядела крайне запутанной и затруднила успешное решение задач по ускоренной модернизации объектов водоснабжения. СЛАЙД 6. В компаниях отрасли водоснабжения, в первую очередь в Ташкенте, а также Швейцарском проекте, есть новое оборудование, эксплуатация которого соответствует современным моделям управления. В этих объектах есть необходимые измерительные приборы для учета воды и контроля ее качества на всех этапах, введена единая информационная система. Однако в большинстве объектов используется устаревшее и неэффективного оборудования. На ряде объектов Самарканда, введенных в начале 2000-х годов, измерительная аппаратура выходила из строя через 5 лет эксплуатации, в результате чего последующая эксплуатация осуществляется в ручном режиме, зачастую неэффективно. Понятно, что при таком подходе инвестиции в сложное оборудование будут неэффективными, если не готовить профессиональные кадры...