ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Патериковый сюжет о встрече святого с увешанным сосудами бесом уже попадал в поле зрения современных исследователей (Христофорова О. Б. Откуда родом «скверный бес»? «Повесть о непокровенных сосудах» и её возможные источники; Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии). Однако речь пойдёт о его особой разновидности, с подробными описаниями грехов и мест расположения сосудов. Этот сюжет отразился в книжной миниатюре и лубке, а кроме того, существуют развёрнутые текстовые описания внешности дьявола и его скверных эликсиров (например, в алфавитном патерике из собрания П. И. Щукина, где вопрошающим героем оказывается Макарий Александрийский). Несмотря на позднее визуальное оформление, сюжет имеет связь с культурой Средневековья, в которой органы чувств и части тела наделялись разнообразными аллегорическими толкованиями: строение человека (иерархия частей относительно верха и низа) сопоставлялось с устройством Церкви и государства; поучительные гравюры изображали человеческие добродетели и пороки, символически привязанные к частям тела (Антон Вёнзам «Мудрая женщина»). Соотнесение текстовых вариантов сюжета с изображениями позволяет увидеть смысловые смещения, которые возникают при переходе сюжета из книжной традиции в более открытую визуальную культуру. Сложные, наполненные отсылками трёхступенчатые соответствия между частью тела дьявола, содержимым сосуда и воздействием на человека заменяются краткими подписями сосудов; пояснения под картинкой становятся двусоставными; метафорический перенос строится на более очевидных, чувственных аналогиях. В обоих традициях действует средневековый механизм проекции одного тела на другое: части тела беса задействованы в переносе неблагоприятного влияния на соответствующие органы человека. Однако в более лаконичных визуальных интерпретациях часть тела является отражением греха, символизируя орган чувства, который подвергается искушению. Подобные механизмы восприятия задействованы в культуре вотивов (в русской традиции чаще связанной с обетными крестами). Патериковые описания обнаруживают родство с богословскими текстами, где исследуются «стадии» человеческого падения. Часть тела, к которой крепится сосуд, подвергается атаке дьявола, но она редко воплощает сам порок, являясь лишь проводником греховного помысла.