ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС-3) по направлению «Геология» утвержден приказом Министерства образования и науки № 22 от 14 января 2010 г., и с 1 сентября 2011 г. реализуется в классических университетах России. Основные особенности стандартов третьего поколения это: - двухуровневая система образования (бакалавр – магистр); - компетентностный подход к оценке качества образования; - исчисление трудоемкости дисциплин в зачетных единицах. Благодаря активному участию УМС по геологии УМО классических университетов в подготовке пилотных документов ФГОС-3 и использованию опыта введения магистратуры в ряде ВУЗов страны в новом стандарте были предусмотрены некоторые особенности, учитывающие специфику направления «Геология»: - обучение по 6 профилям в рамках направления (аналог ранее существовавших специальностей; - модульная структура Основной образовательной программы (ООП); - «мягкие» рамки блоков ООП по их трудоемкости; - большой удельный вес учебных и производственных практик в структуре образования. Выполненные УМС предварительные прикидки показали, что эти особенности позволяли переформировать ранее используемый учебные планы на нормативы ФГОС-3 без коренной ломки отлаженной системы геологического образования. Введение профилей позволяет ввести раннюю дифференциацию образования, существовавшую в ГОС-2. Наличие модулей с диапазонами трудоемкостей позволяет сформировать учебный план с обязательным базовым набором дисциплин и углубленным освоением дисциплин профильных. К числу таких дисциплин для профиля «Экологическая геология» относятся дисциплины модулей «экологическая геология», «гидрогеология и инженерная геология» и «геохимия». С учетом вариативной части ФГОС-3 это позволяет сформировать учебный план, включающий все существенные для подготовки экологических геологов дисциплины, содержавшиеся в стандартах предшествующих поколений. 2. Вместе с тем, реализация ФГОС-3 в университетах, ведущих подготовку по направлению «Геология», выявила ряд общих проблем. Осенью 2011 г. Ассоциация классических университетов России получила задание министерства вести мониторинг перехода университетов на ФГОС-3. В рамках этого мониторинга весной 2012 г. Было проведено выборочное обследование, итоги которого обсуждались в мае 2012 г. на Всероссийском семинаре в Звенигороде. Из числа университетов, ведущих образование по геологии, обследовалось 10 университетов, в том числе 4 – более подробно. Основные результаты этого обследования следующие. а) Все университеты успешно переформировали свои учебные планы в соответствии с требованиями ФГОС-3 и примерной ООП. б) Реформирование учебных планов имеет, как правило, «косметический» характер, поскольку не реализует компетентностный подход к оценке качества образования. в) Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс идет очень медленно, подменяясь обычно технологическим переоснащением учебного процесса без изменения его формы. г) ряд вузов испытывает формальные трудности с открытием магистратуры (получением лицензий), однако для исправления этого имеется еще два года времени. 3. Компетентностный подход переносит оценку качества образования с академической успеваемости на успешность выпускников после трудоустройства. Это создает объективную трудность – запаздывание оценки относительно времени обучения. Ретроспективный подход к формированию учебных планов оказался на практике очень сложной задачей, к решению которой ВУЗы, по существу, не готовы. Для ВУЗов геологического профиля принципы компетентностного подхода удается эффективно реализовать благодаря производственным практикам, традиционно имеющим важное значение в структуре образования. 4. С компетентностным подходом тесно связана декларированная в ФГОС-3 проблема взаимодействия с работодателями. Обследование университетов показало, что такие связи приемлемо реализуются на локальном уровне – с конкретными организациями геологического профиля, и очень тяжело устанавливаются на региональном и федеральном уровне. Фактически взаимопонимание достигнуто только с РАН (но ее организации в глазах современных выпускников не слишком привлекательны). Участие работодателей в оценке учебного процесса, как правило, ограничено производственными практиками и подготовкой и защитой выпускных работ. 5. Характерным препятствием субъективного характера является введение учебно-методическими управлениями университетов внутренних нормативов структуры учебных планов, более жестких, чем установленные ФГОС-3 и ПООП направления «Геология». 6. В 2010-2011 г. в МГУ имени М.В.Ломоносова разработаны образовательные стандарты МГУ, в том числе – и стандарт по направлению «Геология», включающий профиль «экологическая геология». При начале этой работы было декларировано, что стандарты МГУ должны обеспечить качество обучения более высокое, нежели ФГОС-3. Объективное сравнение показывает, что этого не удалось добиться, в первую очередь, вследствие заложенной в эти стандарты общей унификации структуры учебных планов разных научных направлений. Однако, применительно к профилю «экологическая геология» ущерб удалось свести к минимуму. В рамках экогеологического профиля для бакалавров почти полностью сохранен набор базовых и специальных дисциплин при минимальном изменении их объемов. 7. Наиболее интересный опыт получен на геологическом факультет МГУ в части обучения в магистратуре (первый выпуск магистров по экологической геологии – в 2000 г.). При организации двухуровневого учебного процесса для полевых факультетов возникает проблема потери полевого сезона для производственных практик при переходе из бакалавриата в магистратуру (отчисление – конкурсный прием – зачисление). В МГУ разработан учебный план «интегрированного магистра», когда зачисление производится сразу на 6 лет. При этом сохраняется возможность прохождения полноценной производственной практики после 4-го года обучения. Недостатком этой схемы является понижение значимости бакалаврской работы и непроработанная схема приема в магистратуру «со стороны». Принципы, заложенные в структуру обучения в магистратуре – «Индивидуализация обучения» и «Образование через исследование». Существенные новые составляющие учебного процесса в магистратуре: - промежуточная аттестация магистрантов в конце 1-го года обучения; - написание авторефератов выпускных магистерских работ (такой эксперимент проводится для профиля «экологическая геология» уже 3 года); - предоставление магистрантам возможности сдачи двух экзаменов кандидатского минимума; - поощрение публикаций студентов (не только тезисов, но и статей).