ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Эпоха Ренессанса — это эпоха великого диалога культур, эпоха великого собеседования. Обращение к целым эпохам как к живым целокупностям характерно для первых гуманистов. Направляя письмо конкретному человеку, отправитель исписывал многие страницы так, словно имел в виду целое общество вероятных получателей, причем не обязательно современных. Адресат Петрарки — это все, весь образованный читающий мир — прошлый, настоящий и будущий. В душе поэта словно бы нет такой сокровенной тайны, которую он не мог бы и не хотел бы поведать всему миру. Недаром его автобиографическая книга так и называется: Secretum («Моя тайна»). Лирический герой петрарковской «Книги песен» также типично ренессансная личность. Он открыт всем в своем исповедании самых интимных чувств; его признания в любви к Лауре становятся обращением к каждому, кто способен чувствовать и понимать. “Chi per prova intenda amore” («тот, кто испытал любовь») или «благородные дамы», (к которым обращаются, например, Данте в «Новой жизни» и Фьяметта Боккаччо), а также собственные коллеги по перу — вот имманентный читатель Петрарки. Хотя лирический герой «Канцоньере» искренне намерен прославить не себя, а свою даму, для читателя высшую ценность представляет именно он сам. Лаура — это идеал, даже платоновская идея, статичная и неизменная. Лирический герой Петрарки бессознательно сосредоточен на обнаружении единственнонеповторимого лица — но не Лауры, а своего собственного. Если она — статичный центр, то он — динамичная доминанта поэтического универсума. С Шекспиром всё иначе. Его лирический герой и сознательно, и бессознательно сосредоточен не на своей уникальности, а на уникальности другого — адресата, который одновременно является центром личности лирического героя. Человеческое бытие открывается лирическому герою Шекспира не через переживание себя, а через своё переживание другого. Поэтому Шекспир никогда не уходит и не может уйти от будничного, сиюминутного, противоречивого и даже откровенно низкого в другом. Отсюда проистекает видимое несоответствие между желанным идеалом человеческого совершенства и реальным лицом адресата — слишком человеческим.