ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Основная идея доклада — проблематизировать роль гегелевской философии в бытийно- историческом мышлении (seynsgeschichtliche Denken) позднего Хайдеггера, на основе 65-71 томов Gesamtausgabe, и выявить ее двусмысленный и, возможно, даже противоречивый характер. С одной стороны, у Хайдеггера речь идет о размежевании со всей предшествующей метафизикой вообще и с Гегелем в частности как философом ее завершения. Но вместе с тем, неоднократно уже отмечавшиеся и становившиеся объектом критики па- раллели истолкования истории как истории бытия с гегелевским осмыслением истории свидетельствуют, как нам кажется, о более сложном и тонком отношении мышления двух философов. Сам Хайдеггер, говоря о Гегеле, называет его историю философии одновременно «первой философской историей философии» и «последней, таким образом возможной». Это позволяет говорить о некотором внутреннем напряжении, присущем концепции бытийно-исторического мышления и связанном с необходимым, но, как нам кажется, до конца самим Хайдеггером не проясненным возникновением изнутри этого мышления фигуры Гегеля. В связи с этим, как нам представляется, можно говорить о некотором неявном диалоге с Гегелем, который предпринимает мысль позднего Хайдеггера и который завязывается вокруг вопроса об истории и об историчности философии. Поскольку, в свою очередь, вопрос об истории не является одним из случайных вопросов хайдеггеровской философии, но пребывает в неразрывном единстве с основными ее темами (das Ereignis, der andere Anfang, die Überwindung der Metaphysik, das Da-sein), фигура Гегеля обретает здесь фундаментальную роль, но так, что при этом устоявшаяся интерпретация хайдеггеровской истории философии оказывается поставлена под вопрос.