ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Культурно-воспитательная - одна из основных функций философии. По мнению учёных, философия призвана оградить человека от препятствующих познанию догматизма и скепсиса, развить в нём диалектическое мышление, воспитать стремление к истине и добру. Как замечает исследователь Э. В. Ильенков, такому мышлению человека необходимо учить с детства [1], т. е. философия и педагогика неразрывно связаны. Зарождение европейской педагогики учёные относят к XVII столетию с его массовыми школами и первыми собственно педагогическими сочинениями. В России существовала собственная система воспитания. Так, в исследовании Л. А. Чёрной [6] рассматривается воспитание царевичей допетровской России. Границы между разными периодами жизни ребёнка-наследника диктовались его возрастом. До пяти лет малыш учился в форме игры – с помощью «потешных» игрушек и книжек. После к наследнику приставляли первого настоящего учителя - «дядьку» - и других специалистов (в основном дьяков Посольского приказа), под руководством которых мальчик приступал к более основательному образованию. После 10 лет он официально объявлялся наследником и получал второго «дядьку». Образование становилось практическим - начиналась подготовка к царствованию. Слабым звеном подобных систем были подходы и учебные пособия. До конца XVII – начала XVIII в. это объяснялось непониманием детской психологии. Быт и костюм ребёнка мало отличался от быта и костюма взрослого. Недоставало адресованной детям письменной литературы и периодической печати. Их учебниками были сложные для восприятия религиозные тексты. Так, читать традиционно учили по Часослову, Псалтири и Апостолу. «Представление о детях, - пишет Е. Б. Кудрявцева, - довольно сильно отличалось от современного <…> Детские книги 18 века часто можно отличить от взрослых лишь по формальным признакам обращения на титульном листе: «… для детей», «…для юношества»…» [2] О необходимости развлекательного элемента обучения задумались в эпоху Нового времени. Для некоторых стран этот период отсчитывают с эпохи Великих географических открытий, для других – с Реформации или Славной революции. Россию обыкновенно «вводили» в Новое время позже, в период реформ Петра I. Некоторые современные историки отказываются считать «допетровский» XVII век Средневековьем, как это делалось прежде, и предлагают термин Раннее Новое время. Тогда, во время правления старшего брата Петра I Фёдора Алексеевича, был создан первый крупный издательский центр, вышедший из-под патриаршей цензуры, – Верхняя типография. С Верхней типографией связано развитие русской педагогической мысли. В 1680 в ней было напечатано произведение бывшего учителя царя Симеона Полоцкого «Обед душевный», содержащее в т. ч. его авторскую программу воспитания. Воспитывать ребёнка следует, по мнению Полоцкого, следующим образом: 1) любя, но не допуская самовольства; 2) не спуская серьёзных вин; 3) осознавая собственную ответственность перед ребёнком и обществом; 4) ограждая ребёнка от дурных людей; 5) воздерживаясь от безнравственных поступков при детях; 6) избегая несогласий между матерью и отцом [4]. В следующем произведении - «Вечере душевной» - Симеон выстраивает чёткую систему просвещения, деля её на «седмицы». В первое семилетие жизни ребёнка следует учить правде; во второе – искусствам и ремеслам; а в третье – самое ответственное – «страху Божьему», мудрости и гражданским добродетелям. В той же «Вечере» Полоцкий излагает учение, согласно которому податливая натура ребёнка легко принимает и доброе, и дурное [5]. При этом каждая душа имеет собственные, только ей присущие качества. А потому, стремясь что-либо на ней «запечатлеть», необходимо учитывать характер не только узора, но и «материала». Эта теория – не что иное, как усовершенствованная концепция Локка о «чистой доске». До самого Локка. В 1679 году Верхняя типография выпустила детское учебное пособие – «Букварь языка словенска» [3]. Помимо грамматических сведений и молитв он включал интересный элемент – образцы стихотворных поздравлений. В то время подобные орации входили в моду среди взрослых. Благодаря «Букварю» маленькие читатели тоже получали возможность поздравить знакомых «по моде». Последующие издания Верхней типографии использовали такие «развлекательно-поучительные» приёмы, как гравюры, стихотворные обращения и барочные головоломки, прежде неизвестные русским читателям. Работа типографии продолжалась до 1683 г., когда патриарх Иоаким добился её закрытия. Просветительская книжная традиция не оборвалась. За вторую половину XVIII в. в России было напечатано более 200 детских книг. В 1783 году в сочинении «О воспитании и наставлении детей» просветитель Н. И. Новиков впервые употребил слово «педагогика» и сформулировал её цель: «Образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Гражданственная нота, заметная ещё у Полоцкого, у Новикова превалирует: «Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещённее его разум» [2]. Свою теорию просветитель дополнил статьёй «Об эстетическом воспитании». Слово эстетика на тот момент едва вошло в употребление, а Новиков уже размышлял о том, как добиться неразрывного воспитания в ребёнке нравственности и чувств. Идеи Новикова легли в основание первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Небывало пёстрый жанровый состав материалов (повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи) и специфика работы с аудиторией обеспечили изданию ошеломительный успех. «Благодаря этому журналу, - пишет Е. Б. Кудрявцева, - началась систематическая работа по созданию у нас детской литературы» [2]. Журнал издавался в Москве лишь с 1785 по 1789 г. (до отнятия у Новикова аренды Университетской типографии), но уже в XIX в. был не раз переиздан. «Бедные дети! – напишет впоследствии В. Г. Белинский. - Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова». Литература Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2003 Кудрявцева Е. Б. Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. – СПб.: Нестор-История, 2010 Полоцкий Симеон. Букварь языка словенска, М., 1679 Полоцкий Симеон. Обед душевный. М., 1681 Полоцкий Симеон. Вечеря душевная. М., 1683 Чёрная Л. А. Повседневная жизнь московских государей в XVII в. - https://knigogid.ru/books/102231-povsednevnaya-zhizn-moskovskih-gosudarey-v-xvii-veke/toread