ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен символике активно использовавшегося мотива раковины-гребешка в храмовой и погребальной архитектуре позднеантичной Римской Империи. Данный мотив, будучи знакомым для жителя Римской Империи I-III вв. н.э. получил свое распространение и в иудейской архитектуре. Автор стремился доказать, что, несмотря на то, что у раковины-гребешка как архитектурного элемента в греко-римской культуре существовала собственная, разработанная символика, попав в культуру Иудаизма, этот мотив не утратил ее, но и не был всецело воспринят евреями, но был переосмыслен художниками и архитекторами в ином, родственном Иудаизму, ключе. Благодаря исследованию воспринятого в культуре Иудаизма периода становления синагоги мотива, можно получить представление о вероучении позднеантичного Иудаизма, в котором существовало особое понятие об утраченном иерусалимском Храме как символическом пространстве, к которому стремились верующие члены общины. Выводы, полученные в работе, позволяют утверждать, что понятие шехины, развившееся в Талмудическом Иудаизме, начинает возникать, по-видимому, не среди ученых мужей, но в сознании верующего еврейского сообщества и выражается в его архитектуре и иконографии.