ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В современной западной богословской мысли (как католической, так и протестантской) можно выявить тенденцию новой оценки эстетического опыта в перспективе соотношения в нём чувственности и трансцендентного начала. Эта проблема рассматривается не только в рамках догматической теологии или теологии откровения, но также в богословии творения и практической теологии. Новую концепцию церковной архитектуры предложил бельгийский католический теолог Берт Далеманс. Рассматривая церковную архитектуру как «пространство мистагогии», он, опираясь на теории А. Лефевра и Р. Кикхефера, выделяет в нём три измерения: синестетическое (феноменологическое), керигматическое (герменевтическое) и евхаристическое (эсхатологическое). Современной церковной архитектуре, согласно этой концепции, удаётся соединять имманентность и трансцендентность с целью их встречи в «Духе». На рубеже 20-21 вв. протестантскими теологами обсуждается ограниченность обращения теологии исключительно к разуму (через слово). Немецкий теолог Ф. Штольгер отмечает, что для зрителя патос (аффект) предшествует этосу и логосу, и влияние образов проявляется раньше, чем влияние размышления. Осуществленный в 2007-2014 гг. научный проект протестантских теологов из Норвегии и Дании «Чувственность и трансцендентное» ставил своей задачей исследовать эстетический опыт как «знак» трансцендентного в современном мире. Этот тезис основывался на принятии поэтической открытости человека миру. Чувственность, свойственная миру, согласно исследователям, может выступать возможностью открытия трансцендентного. Самотрансценденция предлагает перспективу для осознания христианского учения о спасении. Таким образом, можно прийти к выводу, что в целом ряде современных теологических концепций особая роль уделяется исследованию религиозного переживания, вызываемого эстетическим опытом. Эту тенденцию можно объяснить как влиянием «иконического» и «пространственного» поворотов в науках о культуре, так и обращением теологов к фундаментальным антропологическим категориям.