ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Предвестниками китайской письменности являются знаки на неритуальных бронзовых предметах, обнаруженных при раскопках археологических культур Эрлитоу – Эрлиган предшествующих эпохе Шан. В культуре эпохи Шан лаконичные надписи на бронзовых предметах культа предков обычно состоят из имени предка, которому предмет посвящен, родового или собственного имени его владельца. Другим их видом являются надписи иньского оракула (cовр. Сяотунь, пров Хунань), сопровождающие ритуал гадания – части культа предков правителей государства Шан – на традиционных органических материалах сакральных действий китайской культуры, – панцирях /пластронах черепах и лопаточных костях крупных животных, – относятся к последним трем столетиям XI в. до н.э.Графические формы знаков письма на бронзовых предметах и на гадательных костях эпохи Шан сходны и представляют собой реализацию единой графической и структурной системы иероглифических знаков. Независимо от семантики визуальное тождество/различие отдельных знаков обеспечивается прототипическими признаками их графики даже при расхождениях в деталях. Знаки письма эпохи Шан выполняют коммуникативную функцию единиц языка, на котором говорили составители надписей. Независимо от материала носителей они передают план содержания единиц речи, которые они представляют, но не передают фонетический план их выражения.Письменность эпохи Шан была развитым иероглифическим письмом, где представлены все структурные типы ее знаков. Его количественный состав определялся прагматическим требованием расширения лексики языка надписей, следствием которого стало пополнение системы новыми знаками. По подсчету 2012 г. мировым итогом количественного развития иньского письма являются примерно 154600 гадательных надписей на органических носителях всех видов, из которых 4672 являются неповторяющихся. Из них расшифрованы примерно 2800 часто встречающихся знаков, которые представляют наиболее частую лексику гадательных надписей.Наряду с иньским оракулом ритуал культа предков с гаданием совершался также и в ритуальном центре вассальгного царства Чжоу (совр. Фэнчу, окр. Чжоуюань, пров. Шэньси). Гадание сопровождались надписями иньским письмом на традиционных носителях. Объем обнаруженных материалов составляет 293 кости с надписями, содержащими 1029 знаков шанского письма. Гадания в ритуальном центре Фэнчу продолжались в следующую историческую эпоху при первых шести правителях династии Чжоу. В гадательных надписях из Чжоуюаня регулярно встречаются первичные фонетические знаки без дополнительных графических указаний на их структуру. В надписях эпохи западной династии Чжоу на бронзовых предметах наступает следующий этьап развития китайского письма, когда первичные фонетические знаки уступают место традиционным фонетическим знакам, состоящими из семантического ключа и фонетической части, передающей чтение знака в целом.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Иллюстрация | Sofronov_MV_Kitajskaya_pismennost.jpeg | 893,2 КБ | 8 декабря 2020 [chinaphil@mail.ru] | |
2. | программа "Ломоносовские чтения 2020" | lomonosov2020-18.pdf | 248,7 КБ | 8 декабря 2020 [chinaphil@mail.ru] |