ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Воображаемый мир героя — понятие, неразрывно связанное с концепцией романтизма, обращенного к человеку искусства, творцу. Новелла Й. фон Эйхендорфа «Осеннее волшебство» (1809) ставит вопрос о степени достоверности мира, открывающегося герою-художнику. Прозаическая действительность противопоставляется миру воображения, сопряженному с миром музыки и поэзии, чуткий к искусству герой — герою-филистеру. В центре доклада находится проблема соотношения реального и фантастического, которое раскрывается при анализе точек зрения героев новеллы, повествователя и имплицитного читателя. Представляется, что структура пространства в новелле, включающая в себя несколько «областей», время в которых течет по-разному, а также система персонажей, среди которых есть двойники, существующие в воображении героя — в первую очередь, возлюбленная, которая исчезла после прощального бала, затем появилась в обличье необыкновенной красавицы, превратившейся позднее в златокудрую колдунью — соответствуют представлению писателя о «многоуровневой» реальности. Замена реальности воображаемым миром в новелле «Осеннее волшебство» связана со шлегелевским представлением об «универсальном искусстве». Образ главного героя новеллы, Раймунда, открывает новый виток дискуссии в романтической литературе вокруг представления о homo-artifex, человеке-мастере, который, по выражению А.Е.Махова, изобретает себя и мир заново, создает искусство из ничего. Тема всесилия искусства, постоянно обсуждаемая романтиками, затрагивается в данной новелле Й. фон Эйхендорфа с точки зрения того, как именно мир воображаемый может влиять на жизнь реальную. Людвиг Тик в «Фантазии об искусстве» писал: «Превратим же нашу жизнь в произведение искусства, и тогда мы со всей смелостью сможем утверждать, что мы бессмертны уже в земном нашем существовании!» — так и потерявший рассудок Раймунд, бежавший за волшебными звуками в лес, обрел романтическое бессмертие и способность жить в условиях синтеза магической музыки вокруг своего воображения.