ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Ключевые слова: средневековая литература, средневековая поэзия, иврит, средневековая художественная проза, арабская литература, средневековая Испания, аллегория, апологетика, экзегеза, макама В арабском предисловии к дивану ивритских стихов главы еврейской общины Андалусии Шмуэля ибн Нагрелы (993, Кордова ― 1056, Гранада) его сын Йосеф пишет: «Несмотря на то, что в некоторых стихах речь идет о любовной страсти, он подразумевал под этим общину Израиля и прочие иносказания, подобные тем, что встречаются в пророческих книгах». Следует ли принимать его слова за чистую монету или за неискреннюю апологию? Об этом спорят как средневековые авторы, так и современные ученые. Полная эротических сюжетов художественная проза (макамы) на иврите тоже стала предметом философских и мистических толкований, однако в большинстве случаев аллегорический план повествования не является очевидным и оспаривается многими читателями и исследователями. Аллегоризация была лишь одной из апологетических стратегий авторов эротических стихов и рассказов. Другой вариант апологии был связан с учением о фигуративной речи (маджаз), заимствованном из коранической и библейской экзегезы. Главным представителем этой школы был поэт и ученый Моше ибн Эзра (1055, Гранада ― 1138, Кастилия). В докладе анализируются и сопоставляются два основных подхода к «оправданию» стихов и рассказов о любовной страсти — аллегоризация и апелляция к особому онтологическому статусу поэтических высказываний.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Программа конференции | Programma_X_konferentsii.doc | 303,5 КБ | 4 декабря 2020 [Serbel] |