ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В психологии экспериментально исследуются три основные парадигмы, на базе которых строятся технологии психологической помощи детям и подросткам с особенностями развития, базирующиеся на разных моделях детерминации развития психики или поведения (классической, неклассической, постнеклассической). Ни одна модель не имеет полной экспериментальной доказанности, но все используются в практической работе специалистами, участвующим в коррекционной работе с проблемными детьми. Понимание возможностей и ограничений моделей, лежащих в основе коррекционных и развивающих программ, поможет профессионалам опираться на те, которые эффективны на данном этапе развития особенного ребенка. В докладе сопоставлено содержание трех типов детерминационных моделей по четырем группам характеристик. Выделены преимущества и ограничения коррекционных программ, построенных на их основе. Сделан вывод об эффективности разработки инновационных технологий психологической помощи детям и подросткам с особенностями развития с опорой на постнеклассические детерминационные модели. Описаны примеры таких программ. Ключевые слова: развитие, особенности развития, идеал рациональности, детерминация, обучение, психологическая помощь.