ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В 1840-50-е гг. в русской поэзии, благодаря историософской идее Д. Вико о «колесе истории», осуществляется переосмысление «греческого проекта» применительно к идее славянского единства и его приспособление под историософские концепции славянофилов (А.С. Хомякова, братьев Аксаковых и идейно примыкавшего к ним Ф.И. Тютчева), а также сторонника теории официальной народности С.П. Шевырёва. Поэзия Хомякова и Тютчева, а также Шевырёва опиралась на панславистский тезис о родстве всех славянских народов и о необходимости их объединения. Если Хомяков и братья Аксаковы понимали его как духовное родство, то Тютчев и Шевырёв переводят проблему в политическую плоскость, выражая надежды на возрождение Византии и объединение всех славян вокруг России. Так в русской литературе наметились два пути развития образа героя-освободителя: эту роль должна была играть либо Россия, либо сами славяне.